Холдинг в российском законодательстве

Содержание

О холдингах, проект федерального закона от 22 февраля 2002 года №99049555-2

Холдинг в российском законодательстве

1.

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.

2.

Законодательство Российской Федерации о холдингах состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, по отношению к холдингам, зарегистрированным и действующим на территории Российской Федерации, применяются правила международных договоров.

4. Особенности правового положения холдингов в сферах банковской и страховой деятельности могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.

Статья 2. Понятие и условия создания холдинга

1.

Холдинг – совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.

2.

Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:

преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании) в уставном капитале другого хозяйственного общества, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества – участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц – участников холдинга;

решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

3.

Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).

4. Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Статья 3. Создание холдинга

1.

Холдинг образуется при возникновении между двумя и более его участниками холдинговых отношений при условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2.

Моментом возникновения холдинговых отношений считается:

внесение записи в реестр акционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами (участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие в капитале участника холдинга;

вступление в силу соответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии с договором;

внесение соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.

3.

Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга.

Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.

Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.

Статья 4. Ликвидация холдинга

Ликвидация холдинга осуществляется в случае:

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;

ликвидации головной компании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долей участников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в их капитале;

расторжения (прекращения) договора между участниками о создании холдинга;

прекращения договора между головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) других юридических лиц – участников холдинга;

отмены решения (правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.

Статья 5. Договор о создании холдинга

1.

Договор о создании холдинга должен определять:

наименование холдинга;

цель создания холдинга и основные виды его деятельности;

порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;

обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;

срок действия договора;

условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;

порядок ликвидации холдинга;

иные установленные настоящим Федеральным законом положения.

2.

Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:

включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;

передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале участников холдинга;

согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.

3.

Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц – участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.

4. Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий

Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами постольку, поскольку иное не установлено законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 7. Государственная регистрация холдингов

1.

Холдинги, приобретающие статус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам, подлежат государственной регистрации.

2.

Государственная регистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее – уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных – государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.

Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга

1.

Порядок государственной регистрации холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.

Для осуществления государственной регистрации холдинга его головная компания представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:

заявку на регистрацию холдинга;

договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);

нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

справку из налогового органа об отсутствии задолженности головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.

3.

В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:

об отказе в государственной регистрации холдинга;

о государственной регистрации холдинга.

Не допускается отказ в государственной регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.

4. Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства установленного образца. Государственная регистрация холдинга дает право головной компании на обращение в соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.

5. Отказ в государственной регистрации холдинга может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Управление в холдинге

1.

Управление в холдинге осуществляется головной компанией.

2.

Управление в холдинге – осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.

3.

Головная компания имеет право на:

проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;

утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;

определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;

определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;

представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;

утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга.

Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга

1.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.

2.

Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора.

3.

Консолидация налоговой обязанности по региональным налогам и сборам осуществляется для участников холдинга, имеющих местонахождение на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, а также особенности налогообложения операций между участниками холдинга устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса холдинга осуществляется головной компанией по месту ее государственной регистрации. Ответственность за ведение консолидированных учета и отчетности перед государственными органами несет головная компания.

Статья 11. Ответственность участников холдинга

1.

Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании.

2.

Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.

3.

В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.

4. Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.

Статья 12. Заключительные и переходные положения

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.

Впредь до принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок государственной регистрации холдингов, их государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О финансово-промышленных группах”, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3.

Учредительные документы юридических лиц, входящих в холдинги, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее шести месяцев со дня его официального опубликования.

4. До принятия федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется указами Президента Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

ПрезидентРоссийской Федерации

Москва, Кремль”___” ______ годаN ___     

     Текст документа сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901811275

Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации

Холдинг в российском законодательстве


В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации.

Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их соответствия в части надежного функционирования и развития современного корпоративного рынка.

Автором предложен вариант построения системы нормативно-правового регулирования в стране и инструменты по координации взаимоотношений между основным и дочерним обществами.

Ключевые слова: холдинг, основное общество, дочернее общество, взаимозависимые лица, группа лиц, консолидированная группа налогоплательщиков

Степень разработанности темы. В настоящее время, в российском законодательстве отсутствует единообразное понимание понятия «холдинг» и соответственно единое систематизированное регулирование данной сферы предпринимательской деятельности.

Основная часть диссертационных работ, посвященных холдинговым компаниям, рассматривает проблемы их внутреннего управления, влияния деятельности компаний на внутренний рынок и экономику, оставляя без внимания вопросы правового регулирования и контроля вышеуказанных организаций со стороны действующего законодательства и государства.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались такие методы научного познания, как: диалектический, логический, исторический, функциональный и системный методы исследования.

Объект исследования. характеристика действующего законодательства, на предмет эффективности развития, регулирования и контроля деятельности холдинговых компаний

Предмет исследования. существующие нормы корпоративного, антимонопольного, налогового законодательства, регулирующие деятельность холдингов на территории Российской Федерации

Цель исследования. анализ проблем действующего законодательства, влияющих на эффективность развития холдингов на территории Российской Федерации,

Выводы. В действующем российском законодательстве, регулирующем формирование и деятельность холдинговых компаний, отсутствует системность, последовательность и единообразие правовых механизмов. Оно не содержит норм и механизмов, способствующих эффективному функционированию и развитию холдингов в стране.

На фоне рыночных отношений роста количества объединений в Федерации, становится необходимость наличия стране устойчивой нормативно-правового компаний данного .

ю правового обеспечения холдингов в Федерации является то, что только законодательные акты правовому регулированию и деятельности объединений.

Действующие нормативные регламентируют отношения зависимости между самостоятельными участниками, регулирования правового основного и хозяйственных обществ ( законодательство), взаимозависимых (налоговое законодательство), лиц (антимонопольное ), консолидированной группы (законодательство о учете). При , эти документы , непоследовательны и имеют единого аппарата.

Кодифицированными законами, регулирующими отношения, являются (ст.67.) [1] и Налоговый (. 20, 40, ) [2,3] Кодексы Российской Федерации. же, упоминание холдингах содержится Федеральном законе « акционерных обществах» 26.12. г.

№ 208-, где вопрос участии в компаниях наряду другими объединениями — финансово-промышленными , ассоциациями (союзами) — к компетенции собрания акционеров (. 18 п. ст. 48). [4] Помимо этого, объединения упоминаются п. 3 . 64 ФЗ 26.10. г.

№ 127- «О несостоятельности ()», в соответствии которым, органы должника не принимать решения участии в коммерческих организаций , в частности, холдинговых компаниях. [5]

До настоящего , единственным документом, котором предпринята системного регулирования , является Временное о холдинговых , создаваемых при государственных предприятий акционерные общества ( — Положение), Указом Президента от 16 1992 г. 1392 “О по реализации политики при государственных предприятий”.

Изначально, подразумевалось, что данное Положение будет носить временный характер и со временем будет заменено другим, более масштабным и юридически проработанным документом.

Однако, до сих пор этого не произошло, и тот факт, что существующее Положение имеет ограниченную зону влияния и распространяется только на холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания превышает 25 % [8], говорит о том, что действующее корпоративное законодательство в России имеет существенный пробел и не отвечает требованиям и тенденциям современного рынка, связанного с развитием в стране рыночной экономики и предпринимательства.

Правовое обеспечение осуществляется также отраслевыми нормативно- актами, такими : Указ Президента от 28 1997 г. 426 “Об положениях структурной в сферах монополий”, Президента РФ 23 октября г. N “О мерах обеспечению концентрации рационализации оборонного в Российской “, ряд Президента РФ создании оборонных , Постановление Правительства от 11 2001 г.

526 “О электроэнергетики Российской “, Постановление РФ от мая 2001 . N 384 ” программе структурной на железнодорожном “, Распоряжение комитета РФ управлению государственным от 30 1995 г. 749-р, Российского фонда имущества от мая 1995 . N 140 « приватизации холдинговых лесопромышленного комплекса.

Вышеуказанные документы ведомственный характер, правило, не последовательный понятийный и, зачастую, только процедурных .

Законодательство об акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью содержит общие положения о дочерних и зависимых обществах (статья 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статья 6 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), однако прямо не регулирует порядок создания и деятельность холдингов и групп компаний.

Согласно указанным нормам:

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом;

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества. [4,6]

Налоговое законодательство Российской Федерации также не оперирует понятиями «холдинг» или «группа компаний», но регулирует деятельность «взаимосвязанных лиц».

Согласно статье 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются в том числе организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. 18 июля 2011 года в Налоговый кодекс был введен раздел, полностью посвященный взаимозависимым лицам.

Антимонопольным законодательством холдинг и группа компаний рассматривается как группа лиц.

Статья 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет понятие группы лиц в том числе как хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). При этом группа лиц рассматривается как самостоятельный и единый хозяйствующий субъект.

Говоря о нормативном регулировании холдингов, нельзя не упомянуть проект Федерального закона «О холдингах», который около трех лет обсуждался в государственной думе, был принят в декабре 1999 г., одобрен Советом Федерации в июле 2000 г.

, после чего отклонен Президентом РФ 20 июля 2001г. по той причине, что при его разработке четко не были определены экономическая и юридическая цели создания и регламентации холдингов, а его отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу РФ и другим федеральным законам.

Законопроект не учитывал вопросы взаимоотношений и контроля холдинговых компаний со стороны антимонопольных и налоговых органов, не содержал норм, регулирующих вопросы корпоративного управления и корпоративного контроля, имел слишком общий, рамочный характер.

В последней редакции проекта было всего 12 статей.

Для построения нормативно-правового деятельности холдинговых , предлагается последовательная шагов по изменений в законодательство, разработка утверждение нормативных , регулирующих внутренние внешние отношения ( с государственными в части , антимонопольного законодательства др.) холдингов.

Так, предлагается в Гражданский кодекс прямую ссылку холдинг, как предпринимательского объединения, общие нормы, его правовое , а так утвердить перечень и условий участников холдинга гражданско-правовым публично-правовым друг друга. [9, c. 120]

Далее, необходимо единого системообразующего закона “О “, содержащего частноправовые публично-правовые правового регулирования, будут:

– определять цели, задачи и основные принципы организации холдингов;

– регулировать холдинговые объединения с различным составом участников (а не только образуемые хозяйственными обществами);

– определять особенности правового статуса основного и дочернего юридического лица, в том числе для целей антимонопольного, налогового и другого публично-правового регулирования;

– регулировать различные основания холдинговой зависимости — наряду с имущественной также договорную и организационную, приводя примерный перечень оснований установления договорной и организационной типов зависимости.

Последним шагом является разработка и утверждение других нормативных актов (Постановлений Правительства, Приказов и т. д.), которые позволят:

– установить особенности внутрихолдинговых отношений — между основным и дочерними юридическими лицами по вертикали, а также между самими дочерними организациями по горизонтали;

– урегулировать вопросы управления в холдинговом объединении, в том числе в части взаимодействия органов управления основного и дочерних юридических лиц;

– установят требования к осуществлению консолидированного учета и отчетности участников холдинга;

– устанавливать по инициативе участников холдингового объединения возможность унитарного принципа налогообложения, когда налогооблагаемой базой признается оборот предпринимательского объединения в целом;

– предусмотреть особенности совершения сделок с заинтересованностью между участниками холдинга. [10, c.182]

При разработке нормативно-правового регулирования отношений между основным и дочерним обществами, особое внимание следует уделить совершенствованию норм правового регулирования, для обеспечения защиты интересов основных и дочерних компаний. С этой целью, предлагается:

– установить презумпцию ответственности основного общества по долгам дочернего, возникающую по итогам исполнения указаний основного общества, независимо от того, закреплено ли данное право в уставе и (или) договоре;

– разработать механизм привлечения к имущественной ответственности основное общество по долгам дочернего, при наличии факта косвенного контроля или контроля через третьих лиц дочернего общества;

– утвердить типовую форму договора (соглашения), подтверждающую статус Дочернего общества, устанавливающая направления взаимодействия между сторонами и порядок урегулирования споров и типовой порядок дачи основным обществом указаний дочернему, содержащий требования к форме, оформлению, регистрации вышеуказанных указаний.

Оценивая действующее нормативно-правовое регулирование холдинговых компаний в России, хочется еще раз подчеркнуть, что оно не соответствует текущим потребностям корпоративного рынка. Со стороны государства, представляется необходимым как можно скорее упорядочить систему, выработать единую стратегию, политику и подход по формированию холдинговых объединений и оценке их деятельности в стране.

Наличие в нормативно-правовых актах императивных норм прямого действия и механизмов для их реализации, позволит существенно облегчить принятие решений при рассмотрении разногласий как внутри холдингов между ее участниками, так и между холдинговыми объединениями и органами государственной власти, при выполнении последними контрольно-надзорных и иных функций.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп. на 31 января 2016 г.) //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 41. Ст. 4845;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп. на 15 февраля 2016 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2007. № 22. Ст. 2564;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изм. и доп. на 9 марта 2016 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2007. № 50;

4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ ≪Об акционерных обществах≫ (с изм. и доп. на 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Cт. 1; 2008. № 18. Ст. 1941;

5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ (с изм. и доп. на 1 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. № 43. ст. 4190; СЗ РФ;

6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ≪Об обществах с ограниченной ответственностью≫ (с изм. и доп. на 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 7. ст. 785; 2008. № 18;

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ ≪О защите конкуренции≫ (с изм. и доп. на 10 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2008. № 18;

8. Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных» (с изм. на 26 марта 2003 г.);

9. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015.

10. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний / И.С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 552 с.

Основные термины(генерируются автоматически): Российская Федерация, Дочернее общество, компания, общество, основное общество, правовое регулирование, группа лиц, действующее законодательство, лицо, налоговое законодательство.

Источник: https://moluch.ru/archive/180/46394/

Что такое холдинг и группа компаний, нужно ли структурирование группы?

Холдинг в российском законодательстве

Напомним, что у нас  в законодательстве нет четкого  определения  обозначенных понятий. И если термин «холдинг»  можно найти в законе (ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), то термин «группа компаний» встречается  только в экономической литературе. 

В соответствии с абзацем 2 статьи 4 вышеупомянутого закона  банковский холдинг – это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (участников банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (головной организации банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций – участников банковского холдинга.Понятие «группа компаний», которое содержится в экономической литературе, по своему  значению  сходно с понятием  «холдинг», и некоторые авторы считают  эти понятия взаимозаменяемыми. Однако другие авторы утверждают, что все же следует разграничивать эти понятия. По их мнению, в холдинге должна быть доминирующая компания, которая управляет всеми процессами, в то время как в группе компаний наличие управленческой зависимости  участников группы не является обязательным условием, а участники  взаимодействуют между собой только с целью достижения определенных результатов.

Как мы видим, ни в законе, ни в литературе нет однозначного ответа на вопрос, чем же отличается холдинг от группы компаний. Но так как по своей сути это близкие понятия, то в целях настоящей статьи будем считать их тождественными, используя далее по тексту чаще слово «холдинг».

Кроме того, следует  упомянуть такое понятие как «консолидированная  группа налогоплательщиков». Согласно пункту 1 статьи 25.

1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. 

Как видно из указанного определения, сфера его применения ограничивается налоговыми правоотношениями и касается, прежде всего, принципа распределения налога на прибыль по группе.

Однако главное условие его применения заключается в том, что сумма  уплаченных  такой группой налогов  составляет не менее 10 млрд. рублей.

В связи с этим данное понятие актуально для организаций, входящих в крупный холдинг (к примеру, «Газпром»), и введено для более справедливого распределения налогов между субъектами.

Наиболее типовые основания возникновения холдинга

  • 1. Наличие преобладающего участия основной компании, физического лица (классический вариант взаимодействия); 
  • 2.  Наличие договора,  в силу которого одно лицо получает право осуществлять контроль  в отношении другого лица.

Создание  холдинга  влечет следующие правовые последствия

1. «Дочерность»В статье 67.3 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) дается понятие дочерней и материнской компаний.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи «хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».

Обратите внимание, что  главным критерием признания компании дочерней или материнской является возможность последней влиять на принятие решений дочерней компанией, а не критерий процентного участия одной компании в другой.

При этом мы понимаем, что большинстве случаев для применения указанного критерия нужно иметь контролирующий пакет,  хотя в отдельных случаях это необязательно. Все  зависит от того, как составлены учредительные документы.

 

Стоит также отметить, что согласно пункту 2 статьи 67.3 ГК РФ дочерняя компания не отвечает по долгам основной компании.

Материнская же компания теоретически может отвечать по обязательствам дочерней компании, однако контрагент дочерней компании в судебном порядке должен доказать, что материнская компания повлияла на ситуацию,  в отношении которой возник спор.

Таким образом, привлечь основное общество к ответственности можно только в рамках судебного процесса, и обратиться с таким иском может лишь контрагент дочерней компании, а не сама компания. Отдельно нужно сказать и о том, что в определенных случаях налоговики могут взыскать задолженность с зависимой компании в  рамках статьи 45 НК РФ. 

2. ВзаимозависимостьПонятие взаимозависимости содержится в ст. 20 НК РФ. Прежде всего, взаимозависимость  определяется участием более 20%  в  уставном капитале другой организации.

Физические лица признаются взаимозависимыми, если одно подчиняется другому по должностному положению или если такие лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного (попечителя и опекаемого).

Однако данный перечень оснований является открытым, и суд может учесть иные факты  и признать лица взаимозависимыми в судебном порядке. Помимо указанной статьи вопросу взаимозависимости в НК РФ посвящен целый раздел (раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении.

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании). В главе 14.4 указанного раздела НК РФ говорится о так называемых контролируемых сделках, и это не все сделки между взаимозависимыми компаниями, а лишь те, которые соответствуют критериям, определенным НК РФ.

О совершении таких сделок необходимо не только уведомить налоговые органы, но и обосновать применяемые в таких сделках цены. Основной принцип построения отношений в сделках между взаимозависимыми компаниями заключается в том, что налоговые последствия при совершении таких сделок должны формироваться так, как если бы эти компании являлись независимыми. 

3. Образование группы лиц Данное правовое последствие актуально с точки зрения  антимонопольного законодательства, так как образование группы лиц накладывает определенные ограничения в сфере конкуренции.

Так, некоторые сделки по слиянию/поглощению/покупке долей, акций подлежат контролю.

Случаи, когда необходимо получить одобрение антимонопольного органа, а когда достаточно просто уведомить ФАС, определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Классификации холдингов

1. В зависимости от фактического участия холдинговой компании в операционной деятельности, холдинги делятся на так называемые чистые  и смешанные холдинги.

 Чистым холдингом признается такая структура, когда холдинговая компания, владея акциями другой компании, не участвует в операционной деятельности, то есть она только владеет акциями тех предприятий, которые осуществляют производственную, (торговую) деятельность.

Соответственно, под смешанным холдингом понимается структура, при которой холдинговая компания помимо владения акциями также участвует в коммерческой деятельности. 2. В зависимости от сферы действия на рынке и роли компаний  в бизнес-процессе группы холдинги  принято  делить на горизонтальные  и  вертикальные.

Суть горизонтальных холдингов  заключается  в том, что действующие на одном рынке компании представляют собой объединения однородных бизнесов, которыми управляет головное общество.

Например, есть сталеперерабатывающий завод в одном городе, еще один завод – в другом городе, в третьем, в четвертом и так далее. Все они работают на рынке производства стали и находятся под управлением головного хозяйственного общества.

Если говорить проще (так как на самом деле структура более сложная), смысл создания такого холдинга в управлении однородными предприятиями одной ниши рынка. 

Вертикальные холдинги – это предпринимательские объединения, деятельность которых составляет единый производственный процесс. Классическим примером является нефтяная промышленность, когда производство дробится, и одна структура холдинга занимается производством, другая – сбытом и продвижением, третья выполняет только сервисные (обслуживающие) функции. 

Также выделяют дифференцированные холдинги, которые представляют собой форму предпринимательского объединения, когда предпринимательские объединения  различных сфер бизнеса объединяются под одной холдинговой компанией, которая управляет и координирует работу этих объединений. 

Есть еще один тип холдингов, однако отнести его к какой-то категории довольно сложно. Поскольку такая структура широко распространена и не сказать о ней нельзя, условно назовем такой тип холдингов «псевдохолдингом».

Так, предприниматели в процессе своей коммерческой деятельности создают дополнительно еще одну или несколько компаний, для того чтобы защитить основную компанию, обособить активы, сбалансировать налоговые последствия.

Часто активы разбросаны по этим компаниям хаотично, потому что приобретались в различный период работы бизнеса. Оформление сотрудников также осуществлялось достаточно хаотично (по принципу удобства на текущей момент деятельности), так как изначально структура не была четко продумана.

К данному типу холдингов также относятся ситуации, когда предприниматель входит в качестве  соучредителя или учредителя в разные бизнес-структуры.  

По сути, основная проблема, с которой сталкивается бизнес, как раз заключается в том, как обеспечить соблюдение закона при создании холдингов последней из приведенных выше классификаций и одновременно  повысить  эффективность управления  и защищенность бизнеса.

Как понять, если ли необходимость в структурировании бизнеса и создании группы компаний

Возможно, Вы задаетесь вопросом, нужно ли Вам структурировать бизнес и что-то менять, или же в этом нет необходимости. Для некоторых этот вопрос, возможно, не стоит так очевидно,  в то время как у других все же есть сомнения на этот счет.   

Что говорит о том, что бизнес требует трансформации, структурирования, преобразования:

  • Вас не устраивают финансовые результаты;
  • Есть понимание наличия высокого уровня рисков, в том числе полученного после их оценки;
  • Невозможность реализовать конкретную задачу: привлечение инвестиций, новых партеров, выход на новый рынок и др.;
  • Невозможность перехода учредителя с операционного на стратегический уровень управления;
  • Изменение  внешних факторов: установленных государством требований, ситуации на рынке  и т.д.

Представляется, что последний пункт имеет решающее значение, и ответ на поставленный вопрос будет однозначно положительным. Подробнее об этом читайте в  статье «Факторы сегодняшнего дня, которые нужно учитывать» .

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed62299325b77017723d531/chto-takoe-holding-i-gruppa-kompanii-nujno-li-strukturirovanie-gruppy-5ed7b30da1d9d7620e6f3314

Проблемы Правового Положения Холдингов в России

Холдинг в российском законодательстве

В современной юридической практике можно выделить несколько типов (организационных форм) объединений юридических лиц, в которых каждый из участников сохраняет свою относительную (юридическую) самостоятельность.

Однако Гражданский Кодекс Российской Федерации, регламентирующий существование и деятельность юридических лиц в России, закрепляет юридический статус только за одной организационно-правовой формой подобных объединений — за ассоциациями (союзами), не смотря на все более широкое распространение такой формы предпринимательских объединений, как холдинги.

Сегодня общая тенденция субъектов предпринимательства к объединению в холдинговые структуры создает некоторые сложности, которые могут возникнуть даже при определении реальных владельцев (конечных бенефициаров ) тех или иных компаний.

В качестве примера могут послужить известные в России телепрограммы «НТВ» и «ТНТ», владельцем которых является один из крупнейших холдингов России «Газпром – Медиа Холдинг», который в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Газпром».

Анализ понятия холдинга, холдинговых отношений, а также перспектив развития законодательства в данной сфере являются актуальными как с практической, так и с теоретической точки зрения.

Практическое значение состоит в том, что холдинги, являясь активными участниками экономического оборота, нуждаются в более полной, совершенной, а не фрагментарной правовой регламентации.

Теоретическое же значение заключается в переосмыслении принципа юридического равенства субъектов гражданского права, которое вызвано контролем и экономической зависимостью,лежащими в основе холдинговых отношений.

На сегодняшний день холдинговые компании являются активными участниками рынка и играют все более заметную роль в экономике страны. При этом многие организации используют в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания», но единое, четкое доктринальное и законодательное закрепление понятий данных терминов отсутствует.

Стоит обратить внимание, что «четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании нет не только в России, нои по большей части в других государствах. В разных государствах так называемые холдинги именуются разными терминами: например, в Германии — концернами, в Японии — кейруцу, в Корее — чеболем».

Подходы к определению понятия «холдинг»

Всего существует два подхода к определению понятия «холдинг» — узкий и широкий. В узком смысле холдинг представляет собой только материнскую компанию.

Так, в Российском энциклопедическом словаре холдинг определяется как «акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними».

В широком же смысле холдинг определяется как совокупность взаимосвязанных участников (хозяйствующих субъектов), осуществляющих совместную деятельность.

Такое определение дает профессор И.С.

Шиткина, котораяопределяет холдинг как «форму предпринимательского объединения, представляющую собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы – холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы» .

Е.А. Суханов , В.А. Лаптев и Е.Н. Кравченко также определяют холдинг как совокупность материнской и дочерних, зависимых компаний.

Что говорит закон

Анализируя понятие холдинга, стоит указать и на содержащееся в проекте федерального закона «О холдинге» (далее проект) «широкое» определение холдинга.

Так в пункте 1 статьи 2 проекта законодатель определяет холдинг как «совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения» .

Однако проект, принятый Государственной Думой в 1999 году и одобренный Советом Федерации в 2000, был отклонен Президентом в 2001 году, а затем был отправлен на доработку, но Государственная Дума сняла проект с повторного рассмотрения, и по сегодняшний день подобных законопроектов на рассмотрение не вносилось.

В отсутствие такого специального закона «правовое регулирование холдингов приобретает отстающий от современной предпринимательской практики усечено-фрагментарный характер».

Очевидно, что закон «О холдинге» выгоден в первую очередь государству, а также кредиторам холдинговой компании, ведь отсутствие единого правового инструментария делает холдинговые отношения непрозрачными как для государства, так и для кредиторов.

Что же касается самих участников холдинга, то на наш взгляд, отсутствие специального законодательства предоставляет им абсолютную автономию и самостоятельность, возможность действовать по уже сложившимся общепринятым для холдингов правилам, а иногда и вовсе игнорируя их.

Так, для законного распределения кредитных средств головной компанией между иными участниками холдинга банки требуют подписания договора о совместной деятельности.

Такое возможно, когда холдинговая компания была основана на базе ранее существовавшего предприятия, и конечный продукт получен совместными усилиями всех участников холдинга.

Но если участники холдинга занимаются разнородной (технологически не связанной) деятельностью и не состоят в отношениях производственной (хозяйственной) кооперации, то подписание такого договора представляется проблематичным, ибо представляет собой нарушение закона.

Мнение экспертов

По мнению же ряда специалистов проект рассматриваемого федерального закона сформулирован его составителями неполно, был «сырым» и не в меру общим. В нем отсутствовала регламентация взаимоотношений холдинга с налоговым, антимонопольным органами, не урегулированы вопросы внутреннего взаимоотношения в холдингах, а также вопросы контроля и управления.

В связи с этим О.А. Лазарева предлагает избежать принятия специальных нормативно-правовых актов и урегулировать взаимоотношения «в холдинговых объединениях путем определения всевозможных изменений как в корпоративное, так и в антимонопольное законодательство».

При этом в настоящее время законодателем активно используется данная система. Так, Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закон о конкуренции) от 26 июля 2006 г. заключает в себе определение «группа лиц» (ст. 9).

Помимо этого, в законе о конкуренции содержится норма о контроле над экономическими концентрациями (гл. 7), которая напрямую касается холдинговых объединений.

Закон о конкуренции относит к группе лиц холдинговые компании , определяя их в качестве самостоятельных и единых хозяйствующих субъектов. В свою очередь Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» закрепляет понятие банковского холдинга (субъекта банковских отношений), определяя его как «объединение юридических лиц, включающую хотя бы одну кредитную организацию» .

Что же в таком случае понимать под объединением юридических лиц под властью одной головной компании – холдингкак объединениелиц или холдинг как холдинговую компанию, управляющую самостоятельными компаниями, входящими в объединение?

Так, Н.Ю.

Псарева не дает четкого разграничения между рассматриваемыми предпринимательскими объединениями и понимает под «холдингом или холдинг-компанией общество, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок участие в одном (или нескольких) самостоятельном(ых) в правовом отношении других обществ (дочерних), позволяющее ему определять и контролировать деятельность этих обществ».

Наша точка зрения

На наш взгляд, наиболее четкая позиция в отношении рассматриваемых понятий была предложена профессором И.С. Шиткиной. Автор указывает на то, чтопонятия «холдинг» и «холдинговая компания» являются равнозначными. При этом профессор выделяет холдинговую компанию (холдинг) в широком и узком смыслах.

Так, под холдинговой компанией в широком смысле И.С. Шиткина понимает «совокупность двух или более коммерческих организаций, одной из которых является основное (преобладающее) общество, а остальные — дочерние и (или) зависимые общества» .

В узком же смысле холдинговую компанию автор определяет, как основное(преобладающее) общество, «способное определять решения дочерних и зависимых обществ».

Анализ доктринальных исследований, относящихся к исследуемым предпринимательским объединениям, показал, чтоединое и четкое определение данных структур отсутствует. Такие противоречия нуждаются в разрешении средствами правового регулирования, в связи с чем, С.С.

Сулакшин предлагает развести и определить более четко понятия «холдинг» и «холдинговая компания» на законодательном уровне.

Автор считает необходимым «термин «холдинговая компания» применять к так называемой материнской или головнойкомпании, а термин «холдинг» — к совокупности всех связанных юридических лиц».

По причине отсутствия законодательного закрепления данных понятий на практике возникает немалое количество эпатажных, а порой и криминальных имущественных споров.

Так, используя процедуру банкротства субъекты предпринимательской деятельности могут получить контроль над конкурентами путем покупки долгов предприятия, в последующем осуществив нужные действия в соответствии с законодательством о банкротстве.

В законодательстве о банкротстве отсутствуют нормы, учитывающие особенности правового положения лиц, входящих в одну группу лиц с должником, при включении требований таких лиц в реестр требований к нему и получении большинства в собрании кредиторов.

При этом такие требования могут являться искусственно созданными: к примеру, образовываться путем заключения должником, предчувствующим свое скорое банкротство, договоров займа со своим аффилированным лицом, заведомое невозвращение заемных средств по которым откроет такому аффилированному лицу дорогу в реестр. Аффилированные кредиторы, оказавшись в большинстве, могут, к примеру, заключить мировое соглашение, условия которого будут максимально щадящими для должника.

Также процедура банкротства используется для целей преобразования или разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой-либо группы с последующим включением в свой холдинг.

Выводы

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормативно-правовая база, которая требуется для регулирования правового положения и деятельности крупных предпринимательских объединений, именуемых холдингами, в российском законодательстве практически отсутствует.

На наш взгляд, необходимым является принятие специального закона «О холдингах», который закрепил бы базовые понятия холдинговой формы предпринимательской деятельности, устранил бы противоречия и пробелы, имеющиеся в действующем гражданском, налоговом и антимонопольном законодательстве, а также стал бы преградой конфликтам, возникающим в вследствие злоупотребления хозяйствующими субъектами возможностями, предоставляемыми этими противоречиями и пробелами.

Похожие услуги юристов и бухгалтера:

Источник: https://urilogia.ru/spravochnaya/pravovoe-polozhenie-holdingov/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.