Ходить в школу это право или обязанность

Содержание

Школьное образование: то ли услуга, то ли обязанность. Почти уже вечный спор

Ходить в школу это право или обязанность

Родители и учителя продолжают спорить, чем сейчас является образование: услугой, оказываемой государством, или государственной обязанностью перед гражданами. Наш блогер Николай Архаров категорически против идеи, представляющей образование услугой, и объясняет почему.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Сторонников и противников тезиса “образование – это услуга” ничто не сможет примирить – или так кажется. Вероятно, причиной этого является недостаточная аргументация. Постараемся углубиться в этот вопрос с точки зрения противника утверждения «образование – это услуга», коим я и являюсь. И пусть юристы меня поправят.

Наиболее распространенный аргумент сторонников утверждения «образование – это услуга» выглядит примерно так:

«Формально-юридически воспитательно-образовательный процесс является услугой, с этим бесполезно “бороться”».

Часто возникает непонимание разницы между услугой, которую “оказывают” друзья и прислужники, и услугой — формой экономического взаимодействия. Услуга отличается от работы отсутствием продукта и выполняется в момент совершения. Труд программиста и парикмахера — это работа. Труд учителя и таксиста — это услуга.

Третий вид деятельности — государственная служба

В приведенном утверждении не учитывается тот факт, что есть и ещё один вид труда – это деятельность, обеспечивающая выполнение государством своих обязательств перед обществом. То есть труд государственных служащих. Судья, оглашающий приговор, никакой услуги подсудимому не оказывает.

Для возникновения таких отношений требуется два условия:

1. Наличие социального заказа на определенный вид деятельности, например, охрана правопорядка, правоприменительная деятельность, обеспечение безопасности, управление финансами страны и так далее, с созданием соответствующей государственной структуры на реализацию этого социального заказа.

2. Наличие неких обязанностей у всего населения или его групп. Например, выполнять правила финансовой деятельности, выполнять экологические требования.

Даже в чрезвычайных ситуациях граждане обязаны подчиняться требованиям сотрудников МЧС в вопросах, касающихся служебной деятельности по ликвидации последствий стихийных действий и спасению людей, оказывать сотрудникам МЧС в этой деятельности всемерное содействие.

Наравне с обязанностями граждане имеют соответствующие права, например, на оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, но наличие этих параллельных прав не порождает такой вид деятельности, как услуга, и отношений клиент – исполнитель.

Услуга полностью исключает обязанность. Пассажир не обязан ехать в такси, клиент не обязан стричься, гражданин не обязан брать кредит и так далее.

Социальный заказ

Социальный заказ на образование существует. Бизнесу требуются сотрудники, обладающие определенным набором знаний. Армия, МВД, другие государственные структуры тоже не смогут функционировать без образованных сотрудников. Определён минимальный уровень знаний подрастающего поколения, соответствующий общему образованию.

Мало того, каждый гражданин заинтересован в высоком уровне образования в стране. Это видно на примере последствий проблем, возникших в образовании. Сейчас идти к врачу можно только по рекомендации лечившихся у него родственников и знакомых. К сожалению, даже у одного меня есть много примеров, когда родственники или знакомые теряли здоровье или даже жизнь «из-за диагноза “врачебная ошибка”».

С трудом удаётся найти электрика, который понимает, почему на нулевой провод нельзя ставить выключатель. Примеров можно привести тысячи. Все они подтверждают запрос общества к государству на обеспечение минимального образовательного уровня молодежи.

Права и обязанности

Обязанности родителей по обучению и воспитанию детей закреплены в пункте 4 статьи 43 Конституции РФ «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» и в пункте 2 статьи 63 Семейного кодекса РФ «Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Параллельно с обязанностями родители и дети имеют права в области образования, в том числе в той же статье конституции в пункте 1 «Каждый имеет право на образование» и пункт 2 «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» и в том же пункте Семейного кодекса «Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования». Развитие и уточнение этих положений даётся в законе «Об образовании». В нём же, в пункте 1 статьи определены обязанности учащихся.

Наличие социального заказа на образование, наличие специально созданной государственной структуры для выполнения этого социального заказа и обременение родителей обязанностью обеспечения образования детей, а детей обязанностью учиться, исключают понятие услуги в отношении образования.

Вся ответственность за образование детей лежит на Министерстве просвещения. Родители обязаны оказывать содействие в обучении. Дети обязаны учиться.

Каковы причины выделения образования в государственную услугу

Введение понятия образовательной услуги упрощает осуществление платных услуг. Без этого понятия в образовании была бы такая же бредовая ситуация как, если бы МЧС установило, что тушение пожара водой бесплатно, а пенное пожаротушение – за отдельную плату.

Министерство просвещения выделило в своей структуре исполнителей государственной услуги – школы. Им делегирована полная ответственность за выполнение образовательной услуги.

Создана видимость полной самостоятельности школ: сами создают программу обучения (везде они практически одинаковые, так как создаются по жёстким требованиям министерства), заключают договора на оказание образовательных услуг.

Школы выполняют услуги именно в формате исполнитель-клиент, где родители и дети фактически не обременены обязанностями

Управление министерства просвещения оставило себе только функции стандартизации и контроля. Получается, руки сами по себе, с полной ответственностью за выполняемую работу, голова сама по себе, без какой-либо ответственности.

Снятие с себя функций управления образовательной деятельностью привело к деградации кадров министерства. Непонимание процесса обучения сотрудниками министерства привело к допущению грубейших, с точки зрения научной педагогики, ошибок в руководящих документах.

Не выполняя функций управления образовательной деятельностью, министерство, естественно, не проводит никаких работ по развитию систем (технологий) обучения. Развитие систем обучения заменено коммерческой деятельностью создателей УМК.

Ведомство ограничилось видимостью контроля, который заключается в периодическом издании разрешительно-запретительных приказов.

Отсутствие квалифицированных сотрудников привело к деградации педагогической научной деятельности и, как следствие, к деградации методик обучения.

Последствия перевода образования в статус услуги:

  • Снятие министерством просвещения ответственности за результаты общего образования с себя и перекладывание этой ответственности исключительно на школы;
  • Деградация педагогической науки и систем обучения;
  • Фактическое снятие ответственности за обучение с родителей и учеников;
  • Неоправданное повышение значения функций контроля в образовании. Без реального развития технологий обучения и без устранения ошибок, допущенных министерством в организации учебной деятельности, эти функции являются бесцельным расходованием средств;
  • Повышение социального недовольства населения отсутствием качественного обучения;
  • Формирование социальных конфликтов между исполнителями образовательных услуг и их получателями (учителями, родителями, детьми), между учителями и вышестоящими структурами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/melfm/shkolnoe-obrazovanie-to-li-usluga-to-li-obiazannost-pochti-uje-vechnyi-spor-5f620f2c566c54391123a233

Мбоу «гимназия № 9» г.о. тольятти

Ходить в школу это право или обязанность

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование, государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Вместе с тем, данная же статья устанавливает обязанность получить основное общее образование, а для родителей (законных представителей) установлена обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.

Аналогичные положения установлены Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, Конституция и законы России с одной стороны устанавливают право каждого гражданина получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование бесплатно, а каждую из ступеней высшего образования – бесплатно один раз.

С другой стороны получение основного общего образования (окончание школьного образования) является как обязанностью несовершеннолетнего, так и обязанностью родителей способствовать и принимать все необходимые меры с целью получения детьми образования.

За неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей установлена административная ответственность по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушения РФ.

На что имеют право и что обязаны соблюдать учащиеся школы?

            В Центральном районе г. Тольятти расположены 16 образовательных учреждений основного общего образования детей – школ.

Но каждый ли из Вас знает о том, какими правами обладаете Вы – ученики?

К правам учащихся школ относятся, в частности, следующие:

– обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

– выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

– освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, а также преподаваемых в других организациях;

– отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”;

– уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

– свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

– каникулы;

– перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

– обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

– бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

– опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

– поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

– совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

– на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации

– на участие в общественных объединениях, а также на создание общественных объединений обучающихся.

Иные академические права, а также меры социальной поддержки и стимулирования предусмотрены статьей 34, а способы защиты прав учащихся определены статьей 45 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Необходимо Вам помнить и о том, что наряду с правами ученики школ несут и определенные обязанности, в том числе, следующие:

– добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

– выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Устав и иные локальные акты школы размещены на ее официальном сайте в сети «Интернет»;

– заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

– уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

– бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к Вам, как обучающимся, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Также Вам необходимо иметь ввиду, что, казалось бы, простое несоблюдение требований учителя или представителей администрации школы вполне может образовать состав административного правонарушения.

Например, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, признается мелким хулиганством.

За данное правонарушение, совершенное лицами, достигшими 16 летнего возраста, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ).

Также, в частности, нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, совершенное лицами, достигшими 16 летнего возраста, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (статья 6.24 КоАП РФ).

В случае если указанные (либо иные) правонарушения будут совершены лицами, не достигшими 16 летнего возраста, к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, по ст. 5.35 КоАП РФ могут быть привлечены родители (иные законные представители) учащихся.

Подводя итог вышесказанному, предлагаю Вам задуматься о своем поведении сегодня, вспомнить о планах на завтра, и не расстраивать родителей.

Помощник прокурора Центрального района г. Тольятти Ю.С. Скорова

Источник: http://gimnasium9.tgl.net.ru/obrazovanie-pravo-ili-obyazannost

Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

Ходить в школу это право или обязанность

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Источник: freepik.com / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

Обязанность учиться: как принуждение к учёбе портит детям жизнь

Ходить в школу это право или обязанность

Я читаю статьи на «Меле» и в пабликах об образовании, где часто и по делу критикуют среднее образование. За формализм, устаревшие программы, систему оценивания, стандарты сомнительной важности и качества. Обо всем этом говорят достаточно долго и на разные лады, и с этим трудно не согласиться.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Но есть одна малозаметная деталь, про которую говорят очень редко и которая мне кажется очень важной. Она малозаметна, потому что это не деталь, а фон, или даже каркас, на котором держится вообще всё: и формализм, и безразличие, и косность.

Школа не добровольна.

Я хочу, чтобы этот тривиальный факт, у которого, конечно, есть исключения, был просто зафиксирован. В самой Конституции в главе о правах и свободах есть статья, где идёт речь о праве на образование. Но буквально в следующем предложении говорится, что среднее образование обязательно, а это полностью противоречит смыслу «права на образование».

Итак, дети должны учиться. Они не могут отказаться от получения школьной программы. Я пока не говорю, плохо это или хорошо, можно ли обойтись без этого. Просто запомним: есть принуждение к тому, чтобы дети учились, есть насилие. Насилие возникает тогда, когда есть два участника взаимодействия, и у более сильного есть цель что-то сделать с более слабым, хочет последний этого или нет.

Мне могут возразить, что большинство детей ходят в школу сами, их не приходится тащить туда за руки и за ноги. Всё так, и всё же послушание и добрая воля — разные вещи. Послушание — это неотъемлемая часть насилия, потому что за непослушание последует наказание (неважно, физическое или в форме порицания, лишения благ, вызова чувства вины или просто уговоров).

Дети привыкли к такому отношению с рождения, когда их шлёпали по рукам и по попе со словами «нельзя», когда их под той же угрозой шлепков или хватания за руку и утаскивания силой куда-то приучали к слову «надо»

Эти слова — «надо» и «нельзя» — мы впитали с рождения, они пронизывают всю нашу жизнь, трудно найти хоть что-то, где нет правил. Кажется, что правила — это естественная норма, без них обойтись нельзя, да и надо ли?

Я противник правил на пустом месте. Если правила существуют, то их необходимо обосновать, показать, что иначе никак и что без каких-то правил будет хуже, чем без них. В правилах нет необходимости. В основе всего лежит только свобода. Человек рождается свободным.

И только когда возникает конфликт интересов, возникают разные коллизии, то могут вводиться правила. Вроде бы это очевидно и можно так подробно не разжевывать.

Но люди редко об этом задумываются, живут, как принято, по инерции, как все, и очень редко могут остановиться, чтобы задать важные вопросы: «А зачем я все это делаю?», «А можно ли как-то иначе это сделать?», «А так ли это необходимо?». И тогда происходит эволюция.

Но вернёмся от громкой лирики к делу. Чем нежелательно правило ходить в школу, которое звучит так: ты должен ходить в школу, хочешь ты этого или нет.

«Хочешь этого или нет» означает, что желания и нежелания человека не имеют значения, от него ничего не зависит.

Это самый главный урок, который школа даёт человеку и закрепляет его в течение десяти лет (причём для ребёнка десять лет жизни — это не то же, что десять лет для взрослого, фактически это больше чем половина жизни).

Ребёнок изначально свободен. Первые годы жизни он осваивает всё, что находится в пределах досягаемости и на что он может в принципе влиять, пробует любые границы на прочность: для него любое ограничение — это вызов и приманка.

4 важных желания детей, которые мы можем не заметить

Запреты очерчивают границы дозволенного, и, в общем, ребёнок с этим может смириться без особого ущерба, особенно если запретов немного, они обоснованы и понятны. У человека остаётся небольшой мир, где он может побыть собой, делать, что хочет, а вокруг — прочные стены.

Но когда возникает «надо» (причём без твоего согласия играть в эту игру), то весь этот мир заливается сплошной массой бетона, либо человека привязывают к коляске и пускают по рельсам, ребёнок уже ничего не может сделать.

Чисто физически, может, конечно, сопротивляться, но моральные силы быстро иссякают.

Почему протест затухает

  • Взрослые не идут на уступки, контролируют выполнение правил, не допускают возможности для ребёнка избежать этой неприятной обязанности.
  • В окружающем мире почти нет примеров такого непослушания, когда ребёнку удаётся отстоять своё желание не ходить в школу. В школу ходят практически все. Все мирятся и никто не хочет брать на себя ответственность поступать по-своему, идти против течения. Подражание другим, подстраивание под всех — один из мощнейших эволюционных механизмов адаптации к миру, встраивания в общество.
  • Если какой-то орган в теле не функционирует, то он атрофируется; если некой способности не дают возможности проявиться, то она чахнет и отмирает. Речь про способность быть свободным, слушать свои желания и интересы, следовать за ними, способность сопротивляться принуждению.

Ученическая обязанность заполняет практически всё время жизни человека на протяжении 9-11 лет. Ты должен проснуться в 7.00, чтобы успеть собраться к школе и прийти к началу занятий без опозданий.

Должен отсидеть потом шесть-семь уроков в 45 минут, заставляя себя воспринимать поток информации, алгоритмов для решения формальных задач сомнительной для тебя актуальности; а после занятий — домашние задания, которые можно делать до вечера.

Я не говорю про систему оценивания, фальшь в нравственных поучениях от учителей и их, как правило, негативное отношение к ученикам, замкнутый детский коллектив (в котором от этой замкнутости и подавляемой внешне агрессии процветает жестокость, кастовость и прочие прелести самоорганизации общества казарменно-тюремного типа) и так далее. Это всё следствия искусственно ограничения свободы.

Чему человек учится, а точнее сказать, приучается с таким обращением? Уж точно не знаниям из школьной программы

1. Беспомощность. Человек видит, что есть система, в которую его положили, и желания самого человека абсолютно никого не интересуют.

Желания что-то изменить, не находящие выхода, приводят к обречённости и способности тащить самого себя за шкирку туда, куда прикажут (просто чтобы избежать наказания). Об увлечённости каким-то делом, о настоящей страсти можно будет забыть после таких уроков.

Те, кто способен и после школы чем-то увлекаться, — скорее исключение и пример невероятной психической стойкости отдельных людей.

2. Лицемерие. Есть формальная сторона дела — то, чего требуют учителя, и в то же время видно вопиющее несоответствие реальных потребностей человека со спущенной сверху программой.

Учимся говорить «как правильно», «как положено», «как требует тот, кто наделен властью», учимся угадывать генеральную линию, от которой нельзя отклоняться ни на шаг — и в то же время изображаем прилежность, изображаем искренность и способность творчески мыслить, которую требуют при написании сочинений (в то же время это должно соответствовать шаблону), изображаем заинтересованность там, где интереса нет (а способность тихо высидеть весь урок — это и есть демонстрация формального интереса).

3. Искажение таких важных понятий, как: «нужно», «полезно», «(не) хочу», «просьба», «договориться». Слово «нужно» изначально означает потребность в чём-то, то, что жизненно необходимо. Например, человеку нужен воздух, еда, вода, сон, общение, уважение, автономия, творчество. Но часто приказы и требования подаются под маской удовлетворения потребностей человека.

«Нужно учиться», «нужно быть примерным», «нужно готовиться к институту» — подобные фразы учат человека, что у него, оказывается, есть какие-то потребности, о которых он сам не подозревает, но старшим лучше знать, что ему «нужно» человеку

То же относится к словам «полезно», когда за ребёнка решают, понадобятся ли ему в жизни пятёрки и четвёрки по химии и черчению.

Что касается желаний самого ребёнка, то стоит ему сказать, что он хочет вместо заданной домашки по физике почитать «Википедию» или книжку Перельмана, или что он не хочет учить даты по истории и писать сочинение — как ему быстро укажут на ничтожность этих прихотей.

Ребёнок приучается «хотеть» только правильного, того что от него требуют старшие, а, по сути, отвыкает испытывать сильные яркие желания. Когда он остаётся один без срочных дел, то ему, как правило, скучно и он забивает скуку привычными впечатлениями от телека и компа.

Дети разучиваются увлечённо играть, интересоваться всем, творить — потому что для этого нужны силы, нужны желания.

Ещё учителя «просят» и «договариваются» о чем-то с ребёнком, но на самом деле требуют и добиваются того что ребёнок нехотя подчиняется. Впрочем, это больше относится к обращению с детьми в семьях, но школа тоже этим грешит.

Ещё недобровольность школ ведёт к полной потере обратной связи от детей и полному игнорированию факта, что это живые люди, а не коробки, которые необходимо заполнить учебниками до самого верха, и не дрессированные собачки, которых учат считать до ста и ловко кувыркаться.

Есть такое блюдо, называется «фуа-гра». Это большой кусок нежной и рыхлой гусиной печени.

Чтобы печень стала такой лёгкой и нежной, её делают так: берут гусёнка и насаживают его горлом на большую вертикальную железную трубку, через которую через равные промежутки времени прямо в желудок гусёнку выдавливается порция жидкого корма. Гусёнок не может пошевелиться и проводит всю свою жизнь в таком состоянии.

Примерно такое же впечатление у меня от школьного обязательного образования, от которого невозможно отойти ни на шаг. Его выдавливают и утрамбовывают порциями по 45 минут шесть раз в день, шесть дней в неделю, десять лет подряд. И даже если ты будешь отстающим, то тебя волей-неволей подтянут обратно к школьной программе.

Разве что, в отличие от гуся, ребёнка не убивают физически, но привычка быть нанизанным на трубку школьной программы остаётся на всю жизнь, и человек не мыслит своё существование без программы, без установленного свыше порядка, без общих представлений о том, как надо жить.

Человек становится не хозяином своей жизни, а вагонеткой на рельсах жизненной программы.

Мало кто потом замечает ужас и безнадёжность, когда ты понимал в 1 классе, что не в силах был ничего изменить, и что это наказание продлится десять лет.

Но если бы тюрьмы были обязательными для всех, то люди бы тоже к этому относились с большим спокойствием и быстро забывали бы своё неприятие таким положением дел.

Впрочем, и в тюрьмах люди как-то живут, заводят друзей, в чем-то развиваются и узнают о мире что-то новое, а потом по выходе оттуда вспоминают тюремные годы и своих строгих и иногда добрых надзирателей с ностальгией.

«Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек»

Возможно, если отменить обязательность школ, то детей несколько лет подряд туда будет не заманить никакими пряниками. Хотя если государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети ходили в средние школы, — можно детей пробовать заманить какой-то стипендией или другими плюшками.

Если в каких-то добровольных школах дети смогут в любое время выбирать себе предметы, учителей, разные программы, делать или не делать домашние задания, не получать никаких посещать или не посещать какие-то уроки — то, думаю, школы ещё долго будут востребованы, но будут больше напоминать дворцы творчества, лектории, мастерские, кружки и секции. И это будет в миллион раз лучше того ужаса, который творится сейчас в тюрьмах с радужными фасадами, называемых «школами».

Почему скука не вредна, а полезна для детей

10 явлений, которые нужно убрать из школы

Почему нельзя насиловать детей лишними знаниями

Источник: https://mel.fm/blog/taras-makukh/65372-obyazannost-uchitsya-kak-prinuzhdeniye-k-uchebe-portit-detyam-zhizn

Право ребенка на образование: обязан ли ребенок ходить в школу

Ходить в школу это право или обязанность

Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства, контролирую возможность реализации дарованных прав.

В данной статье мы рассмотрим, какими правами и свободами обладают дети, согласно международной Конвенции ООН, конкретно разберем особенности получения образования ребенка в РФ.

Кто такой ребенок

Впервые термин ребенка раскрывался в акте международного характера «Конвенция о правах ребенка». Этот документ имеет юридическую силу на территории нашей страны с 1990 года.

В соответствии с его нормой, ребенком считается человеческое существо, которое не достигло возраста 18 лет, если он ранее в порядке, который предусмотрен законодательством не получил статус полностью дееспособного лица. Это понятие дублируется в Законе «Об образовании в РФ».

Ребенок понимается как лицо, которое не достигло совершеннолетия (18 лет).

Благодаря высшему закону страны, а также ранее указанных правовых документов, любой рожденный ребенок имеет набор дарованных ему прав:

  • право иметь имя;
  • знать, кем являются его родители и право на получение с их стороны заботы (в случае, если по каким – либо причинам родители не осуществляют воспитание ребенка);
  • сохранения связей с родственниками и семьей;
  • иметь свою индивидуальность;
  • на приоритетное воспитание в своей семье (вмешательство со стороны государства допускается только в случаях, определенных законом);
  • на изложение собственных взглядов и наличия своего мнения. При этом государством в случаях, определенных законом это мнение должно учитываться в соответствии с физическим и умственным развитием ребенка;
  • самостоятельно избрать религию, свободно выражать мысли;
  • реализацию мирных собраний (проведение, участие в них);
  • неприкосновенности, а также защиты государством в случае нарушения тайны личной жизни;
  • получения информации;
  • на охрану своего здоровья;
  • пользования системой социального обеспечения или принимать участия в социальном страховании в лице своих представителей;
  • на условия жизни, способствующие развитию физических, умственных способностей, социальное развитие;
  • право ребенка на образование;
  • осуществления досуга и отдыха, принятия участия в развлекательных мероприятиях;
  • по защите от трудовой эксплуатации, а также от участия в экономических процессах, которые могут нанести вред здоровью или нравственному развитию;
  • по защите от сексуальной эксплуатации, совращения, носящего сексуальный характер;
  • на физическую неприкосновенность;
  • на защиту со стороны государства в случае совершения преступления, а также такого обращения и наказания, которое не нанесет ущерба здоровью или психическому развитию и будет соответствовать развитию ребенка.

Обязан ли ребенок ходить в школу

Каждый ребенок имеет право на образование. Главным законом государства провозглашается право всех детей на образование.

В связи с этим возникает вопрос, обязан ли ребенок ходить в школу?

Провозглашая право учиться для каждого, государство берет на себя ответственность по организации возможности воспользоваться этим правом.

Это означает, что должны быть созданы условия для возможности обучения:

  1. Политикой должна предусматриваться возможность для зачисления каждого ребенка в образовательное учреждение, а в случае, если ребенок имеет особенности развития, зачисления в специализированные учебные организации.
  2. Осуществление обучения должно осуществляться безвозмездно.
  3. Образовательные учреждения должны иметь статус государственных или муниципальных и финансироваться за счет соответствующего бюджета.

Правом на получение образования ребенок должен воспользоваться обязательно. Об этом свидетельствует норма в Конституции, в соответствии с которой получение основного общего образования обязательно.

Если для детей это право, то организация процесса обучения возникает в виде обязанности у родителей. В этом случае родители исполняют роль гаранта получения образования детьми.

В случае, когда родители не исполняют обязанность по получению детьми знаний, то для них предусмотрены следующие виды ответственности:

  • административная в виде выплаты штрафа;
  • уголовная в виде выплаты штрафа, обязательных работ, ареста;
  • предусмотренная нормами семейного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что посещение детьми учебного учреждения является обязательным условием воспитания детей и реализацией их права на образования.

Какие права и обязанности у ребенка в школе

В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка право на образование, неотъемлемая часть всех прав, которые должны дароваться ребенку с его рождения.

Права и свободы ребенка в образовании РФ, регулируются законом об образовании в нашей стране, а также местными административными регламентами, которые принимаются в школах, на основании вышеуказанных документов.

Основными правами ребенка в школе являются следующие:

  • на получение не только начального, но и среднего образования на условиях безвозмездности;
  • принимать участие в процессе управления школой, в формах, которые предусмотрены школьными уставами;
  • владеть информацией об отметках, полученных за выполнение письменных или устных заданий;
  • принимать участия в мероприятиях, организуемых в школах, в соответствии с соблюдением критерий возраста;
  • добровольно принимать участие в деятельности по благоустройству школьной территории;
  • выбрать форму обучения в соответствии с критериями физического и умственного развития;
  • посещать кружки и дополнительные уроки;
  • участвовать в проведении различных конкурсах, соревнования, олимпиадах.
  • участвовать в организации объединений, которые не запрещены школьным уставом;
  • иметь возможность отдыха от учебной деятельности;
  • получить на безвозмездной основе медицинскую помощь;
  • участвовать в учебном процессе, построенном, в соответствии с последними методиками;
  • принимать пищу в соответствии с организацией питания, предусмотренной уставом;
  • получить психолого-педагогическую помощь, при наличии необходимости;
  • пользоваться электронными ресурсами, специализированными кабинетами, лабораториями в процессе получения знаний.

Документами предусмотрено право ребенка на дополнительное образование, которое должно быть направлено на формирование у ребенка дополнительных творческих навыков.

Дополнительное образование делиться на:

  • Общеразвивающее (доступно для детей и взрослых);
  • Предпрофессиональное (доступно только для детей в сфере искусства, спорта, кинематографии и так далее).

Помимо прав при обучении на детей возлагаются определенные обязанности:

  • по выполнению распоряжений представителей администрации школы, а также учителей, которые не противоречат требованиям Устава;
  • по недопущению порчи школьного имущества;
  • по уважению всех участников учебной деятельности;
  • по предоставлению медицинского документа в случае пропуска учебных занятий;
  • по предоставлению записки, написанной родителями о необходимости покинуть школу, до окончания процесса обучения;
  • по ежедневному выполнению домашних заданий;
  • по ведению школьного дневника;
  • по представлению сменной обуви;
  • по соблюдению чистоты и порядка в школьных помещениях;
  • по соблюдению требования о запрете курения, а также употребления на территориях школы спиртных напитков;
  • по соблюдению требования о запрете использования мобильных средств в течение урока.

Ответственность

Если ребенком в процессе получения образования будут нарушаться обязанности, то администрация учебного учреждения имеет право применить к нему и его родителям следующие виды ответственности:

  1. За грубые нарушения внутреннего документа школы допускается исключение из образовательного учреждения.
  2. В случае причинения ущерба имущественного характера в результате виновных действий ученика допускается его привлечение к административной ответственности. В случае если этот ущерб является крупным, допускается привлечение к уголовной ответственности.
  3. В случае появления на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения или наркотического опьянения, допускается привлечение к административной ответственности родителей, или законных представителей ребенка.

Заключение

Итак, право ребенка на получение образование одно из прав, дарованных государством, гарантом реализации которого выступают родители.

В свою очередь в процессе получения образования в школе следует исполнять обязанности, наложенные внутренними документами учреждения, поскольку при неисполнении предписаний могут наступить различного рода правовые последствия.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/obrazovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.