Что делать если не согласен с кбм

Как не переплатить за ОСАГО

Что делать если не согласен с кбм

Мне дважды доводилось исправлять ошибки страховых компаний, из-за которых полис ОСАГО стоил дороже. В статье я расскажу, как мне удалось с этим справиться.

Вадим Окороков

переплатил за страховку

С 2013 по 2016 год страховщики жаловались на убыточность бизнеса, а государство требовало оставить все как есть. И в те времена со страховщиками было много проблем: они навязывали дополнительные услуги, ошибались при расчете КБМ или хитрили со стажем. Эта ситуация коснулась меня и моей супруги.

Правила, по которым считают стоимость страхового полиса, устанавливает государство. В основе расчетов — базовый тариф. Его умножают на различные коэффициенты.

Единственный коэффициент, на который может как-то влиять покупатель полиса, — бонус-малус, или КБМ. Его величина напрямую зависит от того, как часто водитель становится виновником ДТП. КБМ точно учитывает годы, которые водитель провел за рулем, — страховая считает их по данным из полисов, в которые он был вписан.

Проблема со сбоями в коэффициентах ушла, но остались ее последствия.

У многих водителей отсчет безаварийного стажа для КБМ идет с момента получения полиса без скидки, то есть с момента сбоя, а не получения первого страхового полиса ОСАГО. Я был одним из таких водителей.

Сначала в 2014 году я удивился цене нового полиса, а потом увидел, что мой КБМ вырос, на сайте Российского союза автостраховщиков.

Информация о КБМ из базы РСА за период с 5 октября 2010 по 22 марта 2013 годаИнформация о КБМ из базы РСА за период с 16 марта 2014 по 15 марта 2015 года.

Полис за период с 23 марта 2013 по 15 марта 2014 года существует, но в базе его почему-то нет

Это как если бы в магазине вдруг выкинули скидочную карту постоянного покупателя с кучей бонусов и выдали новую, и все пришлось бы начинать с нуля.

К счастью, данные о КБМ хранятся в единой базе Российского союза автостраховщиков — РСА, к которой обязаны обращаться все страховые компании. Просто взять и сбросить КБМ уже не получится. Остается разобраться с последствиями старой ошибки. Вот что нужно сделать.

Проверить корректность своего КБМ можно на сайте РСА. Для этого потребуется принять соглашение на обработку персональных данных и заполнить все необходимые поля.

Чтобы узнать действующий КБМ, в поле «Дата заключения договора или дополнительного соглашения» укажите текущую дату.

Чтобы посмотреть динамику изменения, поменяйте дату — указывайте на год меньше для каждого запроса.

Сначала нужно согласиться на обработку персональных данныхДата заключения договора — дата, с которой будет действовать полис ОСАГОНеобходимо заполнить все поляРезультат проверки КБМ

Написать заявление на перерасчет КБМ в свою страховую компанию. Компания обязана принять его и проверить указанные там данные. Подать заявление можно в офисе или по электронной почте. Если подаете лично, желательно сделать второй экземпляр для отметки о получении.

Некоторые страховые даже сделали у себя на сайте электронную форму для таких заявлений. Я отправлял по электронной почте и уже через пару недель увидел на сайте РСА правильный КБМ. Форму заявления можно взять в самой страховой компании, обратившись в техподдержку. Многие публикуют ее прямо на сайте, искать надо по запросам «несогласие с КБМ» или «исправить КБМ».

Заявление на перерасчет КБМ. Заполнил бланк, сфотографировал и отправил фотографию по электронной почте

Риск, что КБМ сбросится до единицы, есть и сейчас. Например, так бывает у тех, кто меняет водительские права.

Чтобы этого избежать, обратитесь в страховую и попросите вписать в действующий полис данные нового водительского удостоверения.

Если этого не сделать, при оформлении очередного полиса ОСАГО страховой агент может из-за нового удостоверения не найти вас в базе РСА и оформить как нового клиента.

Если это уже произошло, пишите письмо в вашу страховую компанию — все должны исправить.

Бесплатный курс о том, что нужно знать об автомобиле, если у вас его никогда не былоПогнали

Еще один коэффициент, в котором может произойти ошибка, — коэффициент возраста и стажа, КВС. В данном случае стаж считают уже не по страховкам, в которые был вписан водитель, а по тому, сколько лет у него есть водительское удостоверение. КВС будет сокращаться, а полис — дешеветь, даже если человек положит права в тумбочку и ни разу не сядет за руль.

Страховая компания неправильно посчитала стаж моей жены. Мы поняли это, когда заплатили за полис в полтора раза больше, чем обычно. Чтобы восстановить справедливость и вернуть деньги, мне пришлось потрудиться. Однако большую часть работы удалось сделать без визита в офис страховой компании.

История началась с того, что мне нужно было вписать жену в уже действующий полис. Это нельзя было сделать онлайн — пришлось идти в офис страховой компании. Все оформили, но меня удивила цена за то, что вписали второго водителя. Впрочем, я никогда никого не вписывал в полис, и мне показалось, что все в порядке.

Обращение в страховую компанию по электронной почте и первый ответ

Я пересчитал стоимость полиса вручную и окончательно убедился, что при таком стаже он должен стоить гораздо дешевле. Снова написал в техподдержку: попросил уточнить, какие коэффициенты использовали при расчете стоимости полиса ОСАГО. Техподдержка отправила меня в офис, где я страховался.

Я позвонил туда и задал те же самые вопросы. Меня снова заверили, что стаж указан правильно. Но в ходе разговора выяснилось, что по какой-то причине при расчете применили подозрительно высокий КВС — 1,77, хотя должен быть 1,04. Специалист сказал, что все считает компьютер и от работников страховой ничего не зависит. Пришлось писать еще одно письмо.

Очередное письмо в страховую

Очень долго никто не отвечал — пришлось позвонить на горячую линию той же страховой. Там сказали, что по моему обращению уже создали заявку на возврат переплаты. Спустя несколько дней информация о переплате отобразилась в личном кабинете. Потом мне перезвонили из офиса, извинились и предложили написать заявление с указанием реквизитов для возврата денег.

Друзья говорят, что похожие ситуации были не только у меня и не только в этой компании. Решил для себя, что впредь буду уточнять размер коэффициентов.

За полис, который должен был стоить 5865 Р, я заплатил 9470 РПисьмо, на котором все закончилось
Ситуация постепенно улучшается. В 2019 году Центробанк увеличил тарифный коридор — это позволяет страховщикам менять базовую ставку в более широком диапазоне и самостоятельно влиять на стоимость полиса. По данным ведомства, это снизило стоимость полиса ОСАГО в среднем по стране почти на 5%.

  1. Вся логика стоимости ОСАГО сводится к правилу: чем меньше вероятность, что водитель попадет в аварию, тем дешевле стоит полис.
  2. Проверяйте КБМ с помощью специального сервиса на сайте РСА.
  3. Далеко не все зависит от единой базы данных — специалисты страховой компании могут допустить ошибку.
  4. Теперь не все зависит от коэффициентов: с 24 августа стоимость полиса может сильно измениться за счет увеличенного коридора базовой ставки.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/osago-s-oshibkoi/

Росгосстрах КБМ: как проверить и восстановить через жалобу в РСА

Что делать если не согласен с кбм

При оформлении ОСАГО в Росгосстрахе иногда возникает ошибка, связанная с завышением показателя КБМ. Рост бонуса-малуса напрямую влияет на стоимость обязательной страховки на авто. Чтобы не переплачивать за продление ОСАГО, следует знать способы, позволяющие исправить КБМ в Росгосстрахе.

Самым быстрым и надежным вариантом перерасчета коэффициента является использование специализированных онлайн-сервисов. За несколько сотен рублей владельцы авто могут снизить размер коэффициента всего за 1 минуту. Сервисы работают легально: все данные синхронизируются с РСА.

Спустя сутки после восстановления КБМ можно оформить ОСАГО в Росгосстрахе со скидкой.

Что такое КБМ, и как рассчитывается коэффициент

Коэффициент КБМ (бонус-малус) используется при расчете стоимости страхового полиса ОСАГО. Он характеризует степень безаварийности езды конкретного водителя. Расчет производится на основании данных РСА (Российского Союза Автостраховщиков), где есть сведения об ОСАГО, и баз ГИБДД.

Бонус-малус присваивается каждому водителю, который управляет транспортным средством на территории РФ.

При получении прав размер коэффициента максимальный, но с каждым годом езды без аварий показатель снижается.

И напротив, если владелец машины стал виновником ДТП, его КБМ на следующий год вновь вырастет. Это отразится на стоимости страховки ОСАГО: оформить со скидкой ее не получится даже онлайн.

В зависимости от стажа водителя и срока безаварийной езды, бонус-малус может как увеличить размер страховки, так и уменьшить ее. Максимальный размер скидки составляет 50 %. Она предоставляется водителям со стажем и сроком безаварийной езды не менее 10 лет.

Максимальная скидка в Росгосстрахе также составляет 50 % от размера коэффициента. Учитывая, что владелец транспортного средства не может существенно повлиять на другие факторы расчета ОСАГО, значение бонуса-малуса является определяющим при подсчете стоимости страховки.

Как узнать свой коэффициент КБМ

В сети есть множество сайтов, предлагающих узнать и восстановить КБМ в течение 1–2 минут. Не все из интернет-ресурсов безопасные.

При расчете коэффициента следует помнить о том, что не рекомендуется вводить личные данные на сайтах, не являющихся официальными страницами страховщиков. Это грозит потерей личных данных и проблемами с мошенничеством.

Способы, позволяющие бесплатно и безопасно проверить коэффициент по ОСАГО, представлены в таблице.

Предложенные в таблице варианты проверки коэффициента являются бесплатными официальными способами узнать размер бонуса-малуса. Чтобы проверить, каково значение коэффициента ОСАГО, следует ввести следующие параметры:
  1. ФИО.
  2. Дату рождения.
  3. Серию и номер водительских прав.

Информация о КБМ предоставляется в режиме онлайн. Скорость проверки — менее 1 минуты.

Из-за чего возникает ошибка КБМ

При расчете скидки в Росгосстрахе иногда возникают проблемы, связанные с увеличением размера коэффициента. Так как увеличение показателя способствует росту стоимости страхового полиса, владельцу транспортного средства следует знать причины, способствующие этому явлению. Список ошибок, вызывающих рост коэффициента, представлен в таблице.

Причины роста КБМ в Росгосстрахе

Описание проблемыПодробности
Техническая неисправность в базах Росгосстраха Рост показателя обусловлен сбоев в программном обеспечении Росгосстраха
Ошибка работника страховой компании Сотрудник Росгосстраха допустил ошибку при вводе данных, из-за чего стоимость коэффициента увеличилась
Изменение данных владельца ТС Смена ФИО, любая замена документов могут привести к изменению данных в базе РСА и страховой компании
Смена страховщика При переходе от другой страховой фирмы к Росгосстраху предыдущий страховщик не всегда своевременно передает сведения о КБМ в новую компанию
Ликвидация страховой организации При банкротстве юридического лица, реорганизации страховой фирмы и других масштабных изменениях в компании есть риск, что данные будут неверны
Ошибка системы расчета Сервисы для проверки КБМ периодически дают сбой, например, в процессе обновления баз
Водитель вписан в несколько полисов одновременно Техническая неисправность, обусловленная «задвоением» данных в системах

Независимо от причины, которая привела к увеличению бонуса-малуса в Росгосстрахе, владельцу ОСАГО рекомендуется снизить размер коэффициента до верного значения. В ином случае придется продлевать ежегодный полис с повышенной оплатой.

Для чего необходимо восстанавливать КБМ

Восстановление КБМ поможет:

  1. Устранить причину, которая привела к появлению ошибки.
  2. Вернуть скидки за ОСАГО в Росгосстрахе. Размер страховой премии при продлении ОСАГО будет ниже.
  3. Улучшить рейтинг владельца авто. При продлении полиса в Росгосстрахе клиенты с наименьшим значением бонуса-малуса получают дополнительные скидки от страховщика.

Чтобы получить скидку при оформлении ОСАГО в Росгосстрахе, необходимо восстановить бонус-малус до даты продления полиса. В ином случае расчет страховки будет произведен по увеличенному коэффициенту.

Все способы восстановления КБМ

Есть несколько вариантов, позволяющих вернуть скидку по ОСАГО в Росгосстрахе. Не каждый из них гарантирует быстрое и 100 % решение проблемы. Список вариантов возврата скидки по бонусу-малусу представлен в таблице.

Как в Росгосстрахе восстановить КБМ

Наименование вариантаПодробности
Жалоба в Росгосстрах Письменное обращение в страховую компанию. Можно составить онлайн, прислав данные на электронную почту, или отправить заказным письмом в головной офис. Срок ответа страховщика — до 2 недель
Обращение в РСА На сайте РСА составляется претензия от лица клиента Росгосстраха. Срок рассмотрения заявления — не более месяца
Платные онлайн-сервисы Моментальное восстановление скидки по бонусу-малусу. Услуга платная. Цена зависит от выбранного сервиса.

Выбор способа восстановления КБМ — прерогатива клиента Росгосстраха. Наиболее быстрый и проверенный вариант, позволяющий вернуть скидку по бонусу-малусу — обращение к специальным сервисам.

Пошаговая инструкция по восстановлению КБМ

Восстановление скидки в специализированных онлайн-сервисах (например, портале «КБМка») осуществляется платно. Однако способ позволяет 100 % вернуть скидку по без длительного ожидания ответа от РСА или страховщика.

Пошаговая инструкция, как вернуть значение КБМ (на примере сайта «https://kbmka.ru/»):

  1. Перейти на страницу портала.
  2. Ввести данные: ФИО, дату рождения, водительское удостоверение.
  3. Сверить информацию о размере коэффициента.
  4. Нажать на кнопку «Восстановить».
  5. Оплатить услуги сервиса.
  6. Дождаться ответа.
  7. Проверить информацию о размере коэффициента.

Срок выполнения операции — не более 2 минут. Данные о КБМ автоматически обновляются во всех базах, включая РСА и базы ГИБДД.

Источник: https://rosgosstrah.com/vosstanovit-kbm/

Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении

Что делать если не согласен с кбм

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису.

Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно.

Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента.

Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно.

С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ.

При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс КБМ Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам
Выплат не было 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 и более выплаты
M 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику.

Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет.

То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения.

Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ.

Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно — при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%.

Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У.

Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года. Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию.

Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА.

Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ).

Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России, где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО.

Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии.

Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты request@autoins.ru.

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=8250288

Российским водителям посоветовали, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

Что делать если не согласен с кбм

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев заявил, что любой водитель, который недоволен личным коэффициентом «бонус-малус» (КБМ) при переоформлении полиса ОСАГО, должен будет писать заявление в свою страховую компанию. Если же его не устроит и ее ответ, то тогда уже следует связываться с РСА.

Корреспондент Федерального агентства новостей обратился в первое профобъединение на российском страховом рынке, статус которого закреплен законом, за помощью — его знакомый где-то за неделю до окончания старого полиса ОСАГО решил оформить новый и был неприятно удивлен, узнав, что его КБМ неожиданно резко возрос — с 0,65 до 0,85. Хотя за прошедший страховой период он дорожно-транспортных происшествий по своей вине не совершал.

Мужчина, как и полагается, написал заявление в свою СК, откуда сообщили, что ответ ему будет дан в течение 10 рабочих дней. Хоть как-то прояснить ситуацию могли в РСА (рискуем предположить, что такой случай в нашей стране — явно не единичный), и в начале интервью Уфимцев сразу же назвал три возможные причины повышения коэффициента.

— Первое — человек может не знать (или забыть), что является не только водителем своего транспортного средства, но и собственником другого. И с автомобилем, которым управляют совершенно другие люди, происходит ДТП. К тому же и полис еще без ограничений. Вторая причина: бывает, что человек сменил водительское удостоверение, и по нему, соответственно, не находится [страховая] история.

Кроме того, бывает, когда у вас по какой-то причине есть два разных договора ОСАГО. Вы жили себе спокойно, никогда об этом не думали, раньше с этим КБМ не сталкивались, и он тоже как бы жил своей жизнью.

А сейчас при пролонгации полиса страховая компания, так уж по датам совпало, получила ответ по КБМ именно по этому договору. По последнему закончившемуся договору и берется, рассчитывается ваш КБМ.

А там вполне может быть более высокий коэффициент.

— Надо полагать, что в вашей практике всех этих случаев немало?

— Да. Когда мы разбираемся, фиксируются, как правило, вот эти три вещи. На самом деле, конечно, куда больше различных вариантов, когда у человека могут быть проблемы с КБМ.

— Что тогда делать в таких ситуациях водителю, неожиданно узнавшему, что у него вырос коэффициент «бонус-малус»?

— Алгоритм действий очень простой. Вы при заключении договора обращаетесь в свою страховую компанию. Если она вам по какой-то причине не отвечает или ответ, так скажем, неудовлетворительный, у нас есть технология, она называется «КБМ+».

Вы пишете заявление опять же в свою СК, что не согласны [с ее ответом], и снова просите пересмотреть этот коэффициент. Компания направляет запрос в РСА, и мы рассматриваем эту жалобу. Если по какой-то причине страховщиком была допущена ошибка, мы весь этот вопрос пересматриваем.

А вообще, вы можете написать обращение — как в страховую компанию, так и в Центральный банк РФ.

— Если я, допустим, при оформлении полиса ОСАГО поменяю страховую?

— А какая разница? Вы обращаетесь именно в ту компанию, с которой заключаете договор. Говорите: «Меня не устраивает этот КБМ (например, тот же 0,85), так что пишу заявление на «КБМ+». У многих СК даже на их официальных сайтах есть формы обращения.

— Знакомый так же неожиданно для себя узнал, что страховая вроде бы решила учесть его вину в ДТП, произошедшем еще в 2016 году. Таким образом, она, наконец, «посчитала» эту аварию?

— Это не так, что СК решила вдруг что-то посчитать или не посчитать. У нее, в соответствии с законом, есть два пути предоставления вам КБМ.

Первый — основной, которым пользуется большинство компаний, это запрос в нашу Автоматизированную информационную систему (АИС) РСА и получение от нее ответа, какой именно у вас КБМ. Так и должны, по идее, поступать страховые компании.

Если бы компания вашего знакомого сделала так, то получила бы от нас правильный ответ, с правильными данными. Хотя я не понимаю, почему она этот убыток раньше не фиксировала.

— Да, почему о нем вспомнили только через три года?

— Этого, конечно, не должно быть. Пусть они [страховщики] обращаются к нам.

— Так, а какой второй путь?

— До сих пор еще осталась возможность для личного предоставления сведений о заключении договора — вдруг система РСА не работает… Вы узнаете информацию о том, какой у вас КБМ.

И страховая по причине того, что система не работает, заключает договор на основании тех сведений, которые есть у вас и которые вы подтверждаете. Сама она при этом ничего не вспоминает, а просто потом обращается в АИС РСА. И та автоматически высчитывает это.

И да, мы можем провести расследование и спросить у страховой компании вашего знакомого, почему она ранее не учла в КБМ данных по убыткам. Почему она сразу его не увеличила?

— Вообще, на ваш взгляд, какие тут могут быть варианты? Ответ-то будет дан только, напомню, через 10 рабочих дней.

— Варианты могут быть такие. Например, ДТП случилось еще в 2016 году, а потом очень долго шло судебное разбирательство со стороны пострадавшего.

Страховая узнала об этом убытке только через два года и «загрузила» его [в систему], соответственно, в 2018-м. Поэтому для расчета КБМ мы его и увидели в 2019-м.

Бывали случаи, когда компания банкротилась и уходила [с рынка] и убыток «всплывал» тоже через два-три года.

— Поясните, пожалуйста, еще раз — если водителя не удовлетворяет ответ страховой, то что он делает дальше? 

— Ему надо обращаться к нам, и мы будем решать эту проблему. В большинстве случаев она исправляется технически, и человеку все разъясняется. Расскажу также чуть подробнее и про основные причины.

Когда человек не сообщал о замене своего водительского удостоверения (или агент СК почему-то не внес новые данные в систему), у него, к сожалению, терялась история.

Он раньше не обращал на это внимания, а потом спохватился, года так через три: «Ой, елки-палки, теперь, наконец, вижу это!» А поменял права еще в каком-нибудь там 2015-м.

Или когда человек «присутствует» в нескольких полисах. Такие случаи, кстати, нередки: люди забывают, что вписаны у отца, сына, жены или еще у кого-то.

Он является собственником автомобиля, купил его кому-нибудь, отдал сыну или отцу, а тот лапшу [на уши] вешает: «Да не было никаких ДТП!» А потом оказывается, что было, и у этого человека как у собственника транспортного средства пересчитывается КБМ.

И да, если вы меняете права, то при заключении нового договора ОСАГО должны обязательно указать на это страховому агенту: «Обратите внимание — вот мои старые документы и вот новые».

У них есть технология, по которой они делают запрос по КБМ, указывая наличие старых прав, чтобы была связка между ними и новыми.

Тогда уже в системе будет, соответственно, новое водительское удостоверение, но КБМ, что самое важное, останется прежним.

— А срок давности по убыткам в ДТП, насколько я понимаю, три года?

— По идее, да. Но есть очень хитрая конструкция. Бывает, что порой информация по убыткам идет к нам очень долго. Не все, конечно, но определенная часть точно. Пока судебное решение не состоялось, информацию в АИС не вносят. А вдруг это не будет признано как убыток. В общем, пока он в нашу систему не загружен, на ваш КБМ не влияет.

Итак, срок — три года, но если компания — банкрот, у человека отсчет снова начинает идти с момента, как у него появилась возможность обратиться в РСА. То есть он сначала три года имел общение со своей страховой компанией, ничего от нее не получил, а потом обратился к нам, и начался новый трехлетний срок. Поэтому максимальный срок уже шесть лет.

— И напоследок. Можете сказать, сколько людей вообще ездят без полисов ОСАГО? У вас же наверняка есть такая информация.

— По нашим оценкам, лишь в одной Москве обязательных полисов страхования не имеют, к сожалению, где-то 7–10% от общего числа водителей.

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс специально для ФАН пояснил, что КБМ повышают или понижают только страховые компании, а никак не РСА (к слову, на официальном сайте организации есть ответы на максимальное количество вопросов на эту тему).

«Мы занимаемся тем, чтобы потом сравнивать по всему рынку и находить наименьший [коэффициент] и присваивать его [водителям] на один год, — отметил он. — Потому что, если вы вписаны в несколько полисов или ездили на машине тестя, отца, брата, у вас может быть множественный КБМ в системе».

Напомним, что с 1 апреля 2019 года в нашей стране, в соответствии с указанием Банка России №5000-У, начал действовать новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус». Для него берутся убытки, «залитые» в систему в течение двух последних лет.

Раньше они учитывались только за один год. По тем или иным причинам, которые выше озвучил Евгений Уфимцев, их могли не сразу внести в АИС РСА.

То есть несколько лет КБМ водителя — в случае безаварийной езды — мог регулярно понижаться, а потом неожиданно и серьезно увеличиться.

Данное новшество прокомментировал известный российский автоэксперт Виктор Похмелкин.
 

Источник: https://riafan.ru/1179255-rossiiskim-voditelyam-posovetovali-chto-delat-pri-nesoglasii-s-koefficientom-bonus-malus

Как исправить Кбм ОСАГО в базе АИС РСА и восстановить скидку

Что делать если не согласен с кбм

В предыдущей статье «Как правильно определить Кбм» мы рассмотрели законодательные аспекты применения коэффициента бонус-малус и особенности работы базы АИС РСА.

Но часто наши пользователи сталкиваются с ситуацией, когда база выдает ошибку или коэффициент, которые не соответствует реальному положению дел.

Страхователь в течение многих лет оформлял полисы ОСАГО, убытков по его вине не происходило, а значение Кбм либо равно единице, либо не соответствует количеству лет безубыточного страхования. Как же восстановить Кбм?

Почему значение Кбм может быть не верным и какие шаги необходимо сделать, чтобы восстановить справедливость?

Замена водительского удостоверения

Первое, что нужно сделать, это проверить, не менялось ли водительское удостоверение за последние несколько лет.

Так как данные о Кбм передаются на основании уже закончившихся полисов, в базе АИС РСА может быть запись о водителе со старыми правами. Если водительское удостоверение менялось, проверьте кбм, указав старые серию и номер прав.

Серию и номер старых прав вы можете найти на обороте водительского удостоверения. Если ваша скидка по старым правам находится в базе, ее можно восстановить.

Как мы уже отмечали, страховая компания передает данные о водителях из своей базы данных, а вносят эту информацию в базу люди (операторы по вводу полисов).

Тут может иметь место человеческий фактор – при вводе фамилии, имени, отчества или даты рождения водителя оператор мог допустить опечатку.

Если хотя бы 1 буква или цифра в базе данных не совпадает с той информацией, которую вы вводите при обращении к АИС РСА, система вернет ошибку и ваша скидка пропадет.

Водитель мог быть вписан в качестве лица, допущенного к управлению в несколько страховых полисов. При этом значение Кбм могло быть разным в каждом из этих полисов, так как до 01.01.2013 агент не обращался к единой базе для определения Кбм, а давал скидку на основании предыдущего полиса. Например: Иванов И. И.

имеет собственный автомобиль, а также допущен к управлению автомобилем супруги, у которой стаж вождения равен 2 года. В своем полисе у него Кбм 0,5, в полисе супруги – 0,9 (так как страховая история супруги насчитывает всего 2 года, по количеству лет стажа). Если страховая компания передала данные по обоим полисам, значение Кбм для Иванова И. И.

будет максимальным из двух, то есть 0,9.

Страховая компания обанкротилась и не передала данные в систему АИС РСА. В этом случае в единой базе просто нет сведений о страховой истории водителя.

По закону агент перед оформлением полиса должен в обязательном порядке проверить вашу скидку в базе РСА. Однако часто агент не делает этого, пользуясь неграмотностью клиента. Завышая Кбм, агент увеличивает стоимость полиса и тем самым зарабатывает больше. В этом случае в базу РСА передается кбм = 1, то есть так же, если бы страхователь оформлял полис впервые.

Что же делать, чтобы не потерять накопленную скидку за безубыточное страхование и восстановить утраченный Кбм?

До 1 июля 2014 страховщики могли использовать для определения значения Кбм “справку о безубыточности”.

П 35 правил ОСАГО гласит: «При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования».

Таким образом достаточно было обратиться в страховую компанию, где был оформлен последний полис ОСАГО, получить справку по форме № 4 и на ее основании оформить следующий полис ОСАГО. При очередной передаче данных о значении Кбм в систему АИС РСА Кбм обновлялся.

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые не позволяют применять Кбм на основании справки о безубыточности, а именно:

Подпункт “з” пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) вносит изменения в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

з) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

“10.1.

Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.”;

Таким образом, при оформлении полиса ОСАГО Страховщик в обязательном порядке должен проверить ваш Кбм по базе АИС РСА, а также проверить наличие действующего талона техосмотра в единой информационной системе ЕАИСТО. Без этого оформление полиса ОСАГО не допускается.

Вариант 1

  • Определите, в какой момент времени пропал ваш кбм. Для этого нужно сделать проверки Кбм на разные даты, и найти, какая страховая компания оформила ваш полис с неправильной скидкой.

  • Найдите и отсканируйте копии полисов с правильным значением кбм
  • Напишите жалобы в Центробанк, РСА, страховую компанию, в которой вы в настоящее время застрахованы. К жалобе приложите сканы полисов, на основании которых вы требуете пересчета скидки.

  • В течение месяца вашу жалобу должны рассмотреть и в зависимости от комплекта документов, которые вы направите вместе с жалобой принимается решение о восстановлении Кбм.

Вариант 2

  • Проверьте кбм. В результатах проверки вы увидите кнопку “Не устраивает кбм? Восстановим”. Наши специалисты сделают всю работу за вас, и в течение 1-5 дней ваш кбм будет восстановлен и вы сможете оформить полис ОСАГО с положенной скидкой или запросить возврат излишне уплаченной страховой премии в вашей страховой компании.

Источник: https://kaskometr.ru/blog/read/Kak-ispravit-Kbm-v-baze-AIS-RSA.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.