Чем занимается верховный суд

Верховный суд РФ: функции, рассмотрение жалоб и заявлений, официальный сайт

Чем занимается верховный суд

Судебная система Российской Федерации регламентируется федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

На основании 4 статьи вышеуказанного нормативного акта правосудие в нашей стране может осуществляться федеральными, конституционными или уставными судами и мировыми судьями.

Самый большой пласт всех судебных разбирательств, несомненно, приходится на систему федеральных судов, к которым относятся Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды субъектов, суды автономных областей и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, а также арбитражные суды всех инстанций.

Рассмотрим один из элементов судебной системы Российской Федерации – Верховный суд.

Понятие Верховного Суда Российской Федерации

Данный термин раскрывается в статье 126 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ. Согласно им, данный суд является высшим судебным органом для судов общей юрисдикции.

Верховный суд осуществляет следующие функции:

  1. Рассматривает дела судов общей юрисдикции в качестве надзорной инстанции.
  2. Рассматривает дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
  3. Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым, и по вновь открывшимся обстоятельствам.
  4. Дает судам разъяснения по вопросам применения судебной практики.
  5. Реализует законодательную инициативу.

В качестве первой инстанции Верховный суд Российской Федерации рассматривает следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов исполнительных, законодательных, судебных и надзорных органов Российской Федерации;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов различных государственных органов;
  • об оспаривании решений высших органов судебной власти;
  • о регулировании деятельности политических партий, массовых общественных объединений, религиозных организаций, СМИ;
  • о регулировании выборов любого уровня и проведения референдума;
  • о разрешении споров между органами государственной власти, в том числе экономические споры.

Таким образом, в Верховный суд Российской Федерации можно подавать следующие виды жалоб:

  • апелляционную;
  • кассационную;
  • надзорную;
  • жалобу в порядке пересмотра дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами;

Деятельности Верховного суда Российской Федерации посвящен Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ “О верховном суде Российской Федерации”.

Порядок подачи заявления

Заявление в Верховный суд подается на основании положений гражданского процессуального, административного процессуального или уголовного процессуального кодексов РФ в электронном или бумажном виде.

В подаваемом заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование верховного суда;
  • сведения о заявителе;
  • информация о сторонах дел;
  • сведения о рассмотрении дела другими судебными инстанциями;
  • обжалуемое решение;
  • причины обжалования;
  • содержание обращения.

Также к заявлению должна быть приложена квитанция об уплате госпошлины, рассчитанной на основании статьи 25.3 Налогового кодекса.

Сроки рассмотрения дел в Верховном суде зависят от того, в качестве какой инстанции он выступает.

Гражданские дела в первой инстанции рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления.

В качестве апелляционной инстанции дело не может рассматриваться Верховным судом более 3 месяцев.

В качестве кассационной инстанции Верховный суд обязан рассмотреть дело в следующие сроки:

  • не более двух месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более трех месяцев, если дело было истребовано.

Надзорные жалобы в Верховном суде рассматриваются в течение 2 месяцев с момента ее поступления, при этом принимается решение об отказе в рассмотрении дела или в истребовании дела для определения законности вынесенного решения.

Истребованное дело рассматривается судьей Верховного суда Российской Федерации не более 4 месяцев, данный срок может продляться до шести месяцев. По истечении указанного срока выносится определение: о передаче или отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции.

Переданное дело рассматривается в Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации не более трех месяцев; в Президиуме Верховного Суда не более четырех месяцев.

Верховный суд Российской Федерации имеет специальный интернет-портал, на котором можно в электронном виде подавать заявления, отслеживать информацию по рассматриваемым делам, а также проводить мониторинг обобщений судебной практики и законодательной инициативы Верховного суда. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/zpp/sud/verhovnyj.html

Верховный суд – что это такое, история возникновения, чем занимается, особенности суда

Чем занимается верховный суд

Надзор за всеми органами правосудия и контроль над их деятельностью осуществляется в высшей юридической инстанции. Верховный суд выполняет функции главного регулятора. Он занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных дел и принимает апелляции и жалобы.

Что такое Верховный суд?

Состав, функции и полномочия органа определяются Конституцией. Согласно закону Верховный суд – это высшая юридическая инстанция, которая выполняет надзорные функции. Он имеет особую форму управления. Верховный суд подчиняется исключительно Конституции и не зависит от остальных инстанций. Возглавляет его председатель, которого назначают члены Совета Федерации.

История Верховного суда

Решение об учреждении высшего органа правосудия было принято 1 января 1923 г. Ранее его функции выполнялись Правительствующим сенатом.

Понятие о том, какие задачи решает Верховный суд, что это и принципы его организации менялись на протяжении всего срока существования. Сразу после создания он рассматривал только дела особой государственной важности.

Затем возможности Верховного суда расширились, он получил право отменять и корректировать решения подчиняющихся инстанций.

В 1928 г. было принято постановление о порядке руководства судебными органами. Согласно ему независимость Верховного суда сильно ограничивалась за счет его присоединения к Наркомату юстиции.

Орган вновь получил право выносить самостоятельные решения только в 1936 г. после принятия Конституции РСФСР. В период с 1932 по 1938 г.

многие члены Верховного суда, в том числе и его глава, подверглись репрессиям.

Обновленная Конституция, введенная в действие в 1977 г. расширила полномочия инстанции. Юрисдикция Верховного суда стала включать часть функций законодательной власти. В 1993 г. была провозглашена полная независимость судебной системы.

Верховный суд стал активным участником реформы по расширению прав и свобод граждан. Сейчас он занимается не только изучением громких дел и опротестованием решений, но и принимает участие в развитии и совершенствовании судопроизводства.

Чем занимается Верховный суд?

Высшая судебная инстанция изучает многие вопросы. Компетенция Верховного суда включает несколько составляющих:

  1. Контроль над работой местных, районных и мировых судов, включая военные.
  2. Иногда Верховный суд берет на себя функции первой инстанции, если речь идет о громких или резонансных событиях.
  3. Пересмотр дел в связи с подачей жалобы. Верховный суд имеет право отменить решение подчиненной инстанции, если истец подаст апелляцию.
  4. Пересмотр вынесенных приговоров в связи с выявлением новых обстоятельств.
  5. Изучение и систематизация практики судопроизводства.
  6. Анализ судебной статистики и выдача пояснений по отдельным вопросам, связанным с правоприменением.
  7. Решение некоторых вопросов, имеющих отношение к международному праву.

Особенности Верховного суда

Высшее судебное учреждение по сравнению с другими юридическими инстанциями имеет несколько отличительных характеристик:

  1. Обжаловать решение Верховного суда можно только в международных юридических инстанциях.
  2. Постановления и разъяснения Верховного суда имеют обязательную силу в подчиняющихся ему инстанциях.
  3. Назначить председателя может только Совет Федерации.
  4. Если в отношении депутата или участника Совета Федерации возбуждено уголовное дело, его имеет право рассматривать только Верховный суд.

Структура Верховного суда

Учреждение состоит из следующих подразделений:

  1. Пленум Верховного суда. Включает в себя 170 человек. Пленум представляет собой собрание судей, которые не участвуют в вынесении решений, а занимаются вопросами применения судебной практики. Орган издает разъяснения и порядок применения законодательных норм. Для вынесения постановлений созывается коллегия, которая принимает участие в заседаниях.
  2. Президиум Верховного суда. Включает в себя главу и его заместителей – всего 13 человек. Президиум занимается систематизацией судебных норм, решает вопросы, связанные с судопроизводством в субъектах государства, оказывает консультационную помощь по применению норм закона.
  3. Апелляционная коллегия. Возвращает дела на пересмотр в случае подачи жалобы. Ее участники рассматривают кассационные, надзорные и апелляционные обращения. Подразделение делится на несколько судебных коллегий, которые различаются по видам изучаемых дел.
  4. Судебные коллегии. Это несколько подразделений, рассматривающих апелляционные и кассационные жалобы, которые подаются сторонами, несогласными с решением нижестоящей инстанции. Выделяют коллегии в зависимости от типа изучаемых дел: гражданские, уголовные, экономические, военные, административные.
  5. Дисциплинарная коллегия. Изучает дела, связанные с досрочным лишением судей их полномочий в связи с проступками. В ее состав входит 6 человек. Члены дисциплинарной коллегии избираются на 3 года путем тайного ания по бюллетеням.
  6. Другие отделы. Верховный суд вправе создавать дополнительные структурные отделы, отвечающие за обеспечение его функционирования.

Состав Верховного суда

Среди участников высшей юридической инстанции можно выделить несколько главных должностей:

  1. Председатель Верховного суда. Изучает важные вопросы, касающиеся положений о работе органа, формирует судейский состав, созывает и возглавляет заседания Пленума и Президиума.
  2. Первый заместитель. Обеспечивает функционирование судейских коллегий и выполняет поручения главы Верховного суда.
  3. Главы судебных коллегий. Участвуют в обеспечении работы подразделений. Председатель каждой коллегии может исполнять функции главы организации.

Функции юридической инстанции регулируется нормами Конституции. Поскольку Верховный суд является независимым учреждением, назначить на должность его членов имеет право только Совет Федерации. Процедура проводится на основании представления президента. Рекомендовать судью к назначению может председатель. Снятие с должности проводится на основании решения Совета Федерации.

Полномочия Верховного суда

Высшая юридическая инстанция в соответствии с нормами Конституции имеет право:

  1. Возвращать дела на повторное рассмотрение, если были выявлены новые обстоятельства.
  2. Выносить решения по крупным и важным делам, имеющим большое значение для судебной практики.
  3. Запрашивать в Конституционном суде пояснения главных положений основного закона.
  4. Проверять приговоры, вынесенные мировыми и районными судами, и отменять их в случае несоответствия законодательным нормам.
  5. Разъяснять нормы законов и их использование. Для этого проводится заседание Верховного суда, на котором разрабатываются основные положения. Они не имеют статус законодательных актов, но при этом обязательны для исполнения.

Конституционный суд и Верховный суд – отличия

Два юридических органа различаются по функциям и специфике работы. Акты Верховного суда составляются в отношении любых дел: гражданских или уголовных. Орган контролирует работу всей судебной системы.

Функция Конституционного суда заключается в проверке соответствия любых документов положениям основного закона государства.

Главной задачей этого органа является сохранение целостности правовой системы и исключение противоречий в толковании Конституции.

Как обратиться в Верховный суд?

Прежде чем подать заявление или жалобу в высший юридический орган, необходимо пройти все нижестоящие инстанции. Только после этого допускается участие в Верховном суде. Для обращения необходимо:

  1. Сформировать текст жалобы. В нем должны быть указаны данные об истце и ответчике, сведения о нарушенных правах, информация обо всех этапах рассмотрения дела, включая досудебное урегулирование.
  2. Приложить к заявлению подтверждающие документы. Это могут быть копии решений судов общей юрисдикции, доказательства правоты истца.
  3. Оплатить государственную пошлину. Квитанцию необходимо приложить к пакету документов.
  4. Отправить жалобу с комплектом документов по почте или передать бумаги в приемную Верховного суда. Подать заявление можно и в электронном виде при помощи портала «Госуслуги».
  5. Срок подачи жалобы составляет 3 мес. с момента вынесения последнего судебного решения.

Порядок рассмотрения дел в Верховном суде

Правила приема поданных жалоб и заявлений строго формализованы. Официальный Верховный суд изучает документы следующим образом:

  1. Если Верховный суд выступает как первый орган изучения дела, в собрании принимает участие коллегия из 3-х человек. Для вынесения решений в области уголовного права дополнительно могут привлекаться присяжные. Административные правонарушения рассматривает один судья.
  2. Если имеется кассационная или надзорная жалоба, созывается коллегия из 3-х судей.
  3. Лица, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, извещаются о порядке и времени проведения заседания. При этом неявка не является препятствием для вынесения решения.
  4. По результатам рассмотрения дела судья выносит решения об удовлетворении требований истца или об отказе.

Постановление Верховного суда

Одной из функций высшей юридической инстанции является разъяснение вопросов, связанных с использованием судебной практики. Для этого используется постановление, которое хоть и не является источником права, обязательно для исполнения нижестоящими органами. Документ выпускается Пленумом и содержит основные положения, касающиеся использования законодательных норм.

Верховный суд выпускает постановления и решения. Первый документ является общим для подчиняющихся органов.

В отличие от постановления решение Верховного суда содержит информацию, касающуюся одного рассматриваемого дела. Само по себе оно не выступает основанием для вынесения приговора другими судьями.

Если нормы требуется распространить на все подчиненные суды, необходимо собрать заседание и вынести постановление.

Обжалование решения Верховного суда

Высший судебный орган, хоть и является главной юридической инстанцией, оставляет за гражданами право на оспаривание. Позиция Верховного суда в отношении рассмотренных им дел может быть обжалована следующим образом:

  1. Если истец не согласен с решением Верховного суда одного из субъектов государства – края, области или республики, можно подать жалобу в главную инстанцию страны.
  2. Если дело уже было рассмотрено Верховным судом государства и решение было не в пользу истца, следует подать жалобу председателю. Он имеет право отменить решение любого судьи, входящего в одну из коллегий.
  3. Если при подаче жалобы председателю решение по делу было оставлено без изменений, необходимо обратиться в Европейский суд по правам человека.
  4. Обжаловать решение Верховного суда можно в течение 30-ти дней со дня его вынесения. Если срок был упущен, заинтересованная сторона может подать ходатайство о его продлении.
Третейский суд является негосударственной альтернативой арбитражу или инстанции общей юрисдикции. Порядок формирования таких органов, так и ход разбирательства и вынесение решения имеют свои особенности, о которых важно знать сторонам. На третьей ступеньке системы отечественного правосудия – кассационный суд, который уполномочен проверять законность и обоснованность решений первой и второй инстанций. Узнаем, что это за орган и как можно добиться от него справедливости.
Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе. Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Источник: https://womanadvice.ru/verhovnyy-sud-chto-eto-takoe-istoriya-vozniknoveniya-chem-zanimaetsya-osobennosti-suda

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации | ГАРАНТ

Чем занимается верховный суд

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” и федеральными законами.

2.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.

1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2.

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

6.

1) устанавливает порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации не имеющими жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Источник: https://base.garant.ru/70583616/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.