Цель социальной экспертизы

Социальная синергия – 3. О замыслах социальной экспертизы

Цель социальной экспертизы

Под социальной политикой мы понимаем систему мер и действий по достижению общественно значимых социальных целей, целостную систему ценностных ориентиров и принципов, выработанных обществом для осмысленного, целесообразного использования мировоззренческих оснований общественного развития при разработке и реализации стратегий развития общества.

На основе этих принципов определяются приоритеты социального и хозяйственного развития, вовлекаются ресурсы и используются инструменты развития, разрабатываются механизмы управления и регулирования, посредством которых формируется и реализуется социальная политика.

Только после этого можно разработать комплекс стратегий, программ и проектов, объединенных одной системой замыслов, ценностей и целей.

Практически работающего механизма оценки соответствия принимаемых решений государством на соответствие жизненным интересам населения сегодня нет. На наш взгляд, таким механизмов может явиться социальная экспертиза, которая:

• может вернуть человека как приоритетную ценность социально-хозяйственного развития во главу формирования стратегий гармонизации социально-хозяйственных систем и общественного развития;

• стать основой формирования социальной политики государства и разработки стратегических документов развития;

• дать возможность оценки воздействия любых решений на общественное развитие и их социальные последствия (что мы никогда системно не делали).

Социальная экспертиза – исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, инфраструктуре, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие объекты и среды, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.

Социальные объекты – социальные общности и сообщества, социальные институты и процессы, организации, социальные и жизненные ценности, идеи, концепции, нормативные и законодательные акты, стратегии и программы развития, управленческие решения, политические и социальные платформы, программы и проекты развития, прямо или косвенно предусматривающие социальные и общественные изменения, последствия.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение стратегического и социального характера (принятое или подготовленное к принятию) может существенно сказаться на жизнедеятельности людей.

Мы привыкли к обязательности проведения экологических экспертиз значительных хозяйственных проектов, но забываем, что реализации подобных и любых других проектов однозначно приведет к изменению, разбалансировке человеческих отношений, социальной ситуации в регионе реализации.

Решение о проведении социальной экспертизы должно закономерно возникать у лиц, принимающих решение, когда нет определенности в понимании:

• возможных масштабов и характера влияния принимаемого решения на жизнедеятельность населения, на которое повлияют результаты реализации решения;

• насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

• каких сторон, элементов социально-хозяйственных систем коснется принимаемое решение, без вовлечения которых невозможна полноценная его реализация;

• какое ресурсное и инструментарное обеспечение принимаемых решений необходимо для обеспечения социальной стабильности.

Законодательное оформление и методологическое обеспечение механизмов социальной экспертизы – одна из актуальных задач нашего общество, государства. Учитывая состояние наших властных структур и их незаинтересованность в оценке социальных последствий собственных решений, мы сторонники формирования институтов социальной экспертизы как одной из составляющих Общественных институтов развития.

Цель социальной экспертизы – установить соответствие деятельности органов государственной власти, предпринимательских структур и других социальных институтов госудаства интересам населения Российской Федерации, замыслам, целям и задачам стратегии развития нашего государства, а также сформировать предложения для достижения этого соответствия.

Задачи социальной экспертизы:

• дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, положениям государственной и/или социальной политики;

• выявить положения документов, решений, проектов, которые могут иметь негативные социальные последствия, и определить возможные масштабы таких последствий;

• оценить уровень соответствия законным интересам граждан нормативных и законодательных актов, хозяйственных и социальных проектов (программ), представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

• внести предложения, рекомендации по решению возникшей социальной проблемы.

Итак, социальная экспертиза проводится в том случае, если нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия управленческих решений, программных или законодательных актов, а также когда предстоит принимать решения по подготовленным стратегиям, программам, проектам, документам.

Необходимо выделить и обособить следующие виды экспертизы:

Государственная (обязательная экспертиза национальных, инвестиционных, целевых и государственных программ, когда их масштаб охватывает интересы большей части населения страны и оказывает на них непосредственное влияние. Аналог экологической экспертизы инвестиционных программ и проектов);

Общественная (экспертиза решений, законодательных актов, управленческих решений, стратегий и программ развития государства, регионов и отраслей, реализуемая партиями, общественными движениями и организациями. Сюда же относятся социальные экспертизы системы общественного контроля).

Коммерческая (экспертиза социально значимых проектов и программ, реализумых коммерческими компаниями для выявления узких мест стратегий и получения стратегических рекомендаций по гармонизации этих проектов с проектами регионального развития).

Организационные вопросы, которые необходимо решить для обеспечения работоспособности и действенности механизмов социальной экспертизы:

Методологическое обоснование механизмов и инструментов социальной экспертизы;

Законодательное обеспечение введения института социальной экспертизы народно-хозяйственных решений;

Формирование общественных институтов осуществления социальной экспертизы (в том числе, и в составе общественных институтов развития);

Информационное обеспечение – осуществление широкого информирования населения о целях и задачах инстиутов социальной экспертизы и результатов осуществления социальных экспертиз;

На наш взгляд, структура работ по проведению социальной экспертизы и соответствующих её разделов может быть следующей:

Общая информация и аналитика – информация об исследуемом социальном объекте, его среде и инфраструктуры, анализ достоверности исходной информации;

Социальная диагностика – анализ состояния социального объекта, его внешнего окружения в момент исследования;

Методологическая экспертиза – анализ принимаемого решения с точки зрения его целостности, соответствия принципам, основаниям и методам обеспечения этих решений;

Прогноз – выявление возможных состояний социального объекта в результате принятия решений и вариантный анализ возможных сценариев достижения объектом этих состояний. Экспертные заключения социальных последствий принимаемых решений по преобразованию социального объекта;

Рекомендации – выработка предложений по тематике экспертирования социального объекта для принятия дальнейших решений их применения.

******************

Основные понятия и определения,использованные в вышеприведенном материале

Социальная политика — составная часть государственной политики в области социально-хозяйственного развития и его социального обеспечения; система проводимых мероприятий, реализуемых стратегий и программ, направленных на улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, мировоззренческие, хозяйственные, методологические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Социальная экспертиза — специальное исследование, проводимое для определения целесообразности принятия того или иного стратегического или проектного решения, выработки прогнозных оценок воздействия результатов решений на состояние общественных отношений и их гармонии с развитием других сторон социально-хозяйственного развития в границах прав и свобод человека и гражданина, и возможности реализации человеком своего творческого потенциала. Социальная экспертиза призвана содействовать адекватному выражению, учету и реализации интересов участников процессов социально-хозяйственного развития и общественных отношений, вовлеченных в это развитие в целях их гармонизации.

Социально-хозяйственная система – это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, инструментов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социальные объекты – социальные общности и сообщества, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п.

Стратегическое мышление – способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих), формулировать и ставить задачи по достижению долгосрочных целей развития целостных социально-хозяйственных систем любого уровня иерархии.

Стратегия развития общества — сформулированное понимание целей развития, практических действий и теоретических системных разработок на основе образа будущего, построенного на основе целостного стратегического замысла, направленного на максимальное приближение стратегий к природным законам развития сложных систем, стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Цель социально-хозяйственного развития – состояние социально-хозяйственной системы государства, социальной сферы, которое формируется участниками процесса стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности.

Координаты Центра проектирования будущего Народного Дела «Преображение» для связи и для предложений: Narodnoe-delo@mail.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/socialnaia-sinergiia-3-o-zamyslah-socialnoi-ekspertizy-5eee3364fcc4807d7f31c500

Социальная экспертиза: цели, задачи и способы проведения

Цель социальной экспертизы

Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудноформализуема. Социальные объекты: люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п.

Основные функции социальной экспертизы:

— диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

— информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

— прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

— проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Цель и задачи социальной экспертизы.В общем виде целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия.

Предмет социальной экспертизы.Чаще всего социальная экспертиза ведется по трем направлениям, которые и отражают предмет оценки.

1. Эксперты устанавливают социальные последствия для людей (группы, населения) принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.

2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому в отношении проекта управленческому решению.

3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.

Организация социальной экспертизы.Возможности и способы проведения социальной экспертизы вытекают из специфики организационно-управленческих решений, поскольку к их обслуживанию в конечном счете сводится ее назначение. Проблемы организации социальной экспертизы напрямую связаны с проблемами организационно-управленческой деятельности.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей; при этом у принимающего решения органа нет ясности относительно:

— возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

— того, насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

— того, какое ресурсное обеспечение необходимо.

Принятие решения о проведении экспертизы — это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Задание на экспертизу включает:

— определение социальной проблемы, в связи с которой проводится экспертиза (в том числе установление масштаба, носителей, стадии развития проблемы и прочее, что не входит в задание, но непременно предваряет выработку исходных формулировок);

— постановку цели экспертного исследования;

— выдвижение требований к форме представления результата экспертизы.

https://www.youtube.com/watch?v=kO4IPkk55BQ\u0026t=2676s

Модели социальной экспертизы.Экспертиза может производиться по модели «Рецензия» — наиболее традиционной форме экспертной оценки, в основном применяемой при анализе текстов (документов).

Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения. Отзыв содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам.

В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.

Другая модель организации экспертизы — «Мониторинг». Мониторинг — регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование позволяет выявить динамику развития объекта (явления, процесса).

Экспертиза может проводиться по модели «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

22. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ:ЦЕЛИ ,ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ.СП – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

Именно СП позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. СП можно рассматривать как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшен.

СП есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Цель СП:привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.Основные задачи:повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, социальная мобильность и т.д.;закрепление навыков командной работы.

В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности.

Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.Управление включает:1.Планирование- Определение желаемых результатов проекта. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ различные встречи, акции, и опросы и риски.

Расчет количества необходимых ресурсов-люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)2.Организация- Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды3. Управление- Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

Решение возникающих проблем. Обмен информацией с заинтересованными лицами-администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.

Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

23.Организация,формы и методы соц.работы с лицами БОМЖ.

В соответствии с Указом Президента РФ «о мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» вцелях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости Направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплат по безработице отнесено к ведению федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий. Правительство Российской Федерации своих Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной Помощи для лиц оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995г. поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др. Формы и методы социальной работы с лицами бомжРасходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:— дома ночного пребывания;— специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;— центры социальной адаптации;— социальные гостиницы и приюты.Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжи предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Социальные приюты (гостиницы) дают Возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения, В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения. Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медик социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом. В социальной работе с бездомными можно выделить два направления: терапевтическое, направленное на преодоление уже сложившейся ситуации крайне бедственного положения, и профилактическое, предполагающее оказание помощи до наступления крайней нужды и предотвращающее ее. Профилактические меры возможны и необходимы при массовых перемещениях населения по каким-либо Причинам. Срочная терапевтическая помощь нужна людям, которые уже оказались на улице в экстремальных условиях.

24. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА:ЦЕЛИ ,ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ. СД – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Предмет социальной диагностики – особенности развития трудной жизненной ситуации. Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения.Цель диагностики— установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты.

задачи: выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента; определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях; описание диагностируемых особенностей . этапы соц. диагностики: 1.

предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; 2. проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, выбор методов диагностирования; 3.

анализ всех необходимых показателей; 4. построение выводов, на основе которых делается заключение. 5. Определение диагноза -заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования – интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, методы обработки и анализа информации. Среди методов диагностирования личности следует также выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека. Беседа— метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать объективную сторону ситуации – взаимосвязи клиента с окружающими людьми и субъективную – отражение этих взаимоотношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений.

Источник: https://cyberpedia.su/14xadb.html

Цели и задачи социальной экспертизы

Цель социальной экспертизы

Вобщем виде целью социальной экспертизыявляется установление соответствиядеятельности органов государственнойвласти, других социальных институтовинтересам граждан и задачам социальнойполитики, а также формирование предложенийпо достижению этого соответствия.

Социальнаяэкспертиза должнаустановить степень соответствиясоциального проекта интересам и ожиданиямтех людей, которые прямо или косвеннооказываются связанными с проектом.

Социальнаяэкспертиза не может быть безбрежной поцелям и задачам, иначе ее проведениепотеряет практический смысл. Поэтомунеобходимо уточнить целеполаганиесоциальной экспертизы через предметэкспертных оценок.

Чащевсего социальная экспертиза ведетсяпо трем направлениям, которые и отражаютпредмет оценки.

  1. Эксперты устанавливают социальные последствия для людей (группы, населения) принятых и подготовленных социальных проектов.

  2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому в отношении проекта управленческому решению.

  3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.

Прикладноеназначение социальной экспертизысостоит в способности экспертных оценоки предложений влиять на управленческиерешения в социальной сфере с точкизрения их оптимизации. В этом заинтересованыорганы государственной власти, органыместного самоуправления, общественныеорганизации, организаторы проекта.

Потребностьв проведении социальной экспертизывозникает всякий раз, когда решениенормативного характера может сказатьсяположительно или отрицательно нажизнедеятельность людей. Следуетотметить, что у принимающего решениянет ясности относительно:

  1. возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

  2. того, насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий;

  3. того, какое ресурсное обеспечение необходимо.

Нередкоу руководителей есть желание оперетьсяв своих действиях на авторитетспециалистов.

Наконец,встречается ситуация, когда естьнесколько противоречащих друг другурешений (проектов), требующих внешнегоарбитра, для того чтобы определиться свыбором наилучшего варианта.

Принятия решенияо проведении экспертизы – это типичныйуправленческий акт с присущими емухарактеристиками.

Задание на экспертизувключает:

    1. определение социальной проблемы, в связи с которой проводится экспертиза;

    2. постановку цели экспертного исследования;

    3. выдвижение требований к форме представления результата экспертизы.

Модели социальной экспертизы

Экспертизаможет производиться по модели «Рецензия»- наиболее традиционной форме экспертнойоценки, в основном применяемой прианализе текстов (документов). Отзывсодержит положительные и отрицательныехарактеристики и общий вывод по этимматериалам.

Рецензия– простаяи наименее затратная экспертизадокумента, но она не содержит всехпреимуществ экспертной работы.

https://www.youtube.com/watch?v=WNwWxiarAws\u0026t=1526s

Врамках данной модели может бытьпредусмотрен компенсирующий этинедостатки вариант. Его схема такова:

  1. рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам;

  2. рецензии принимаются без каких-либо ограничений по качеству;

  3. тексты рецензий исследуются специалистами при помощи социологических методов, принятых при обработке документальных источников;

  4. итоги вторичной обработки экспертных оценок включаются в акт экспертизы, который представляют органу, заказавшему экспертное исследование.

Врамках данной модели может рассматриватьсяи консультирование.

Другаямодель организацииэкспертизы – «Мониторинг».

Мониторинг– регулярноповторяющееся исследование одного итого же объекта (явления, процесса) поодной и той же методике. Такое исследованиепозволяет выявить динамику развитияобъекта (явления, процесса). Мониторинговаямодель применяется, если производствосоциальной экспертизы осуществляетсяна долговременной основе.

10.2.В некоторых случаях возникает необходимостьвести экспертизу социальных проектови программ, которые представлены наконкурс. Тогда появляется специфическаяэкспертная задача по сопоставлениюразных текстов и предпочтению тех илииных из них. Основания для предпочтенияустанавливаются в зависимости от целейконкурса.

Подобнаязадача была решена в 90-е годы XXвека Экспертно-консультативным советомпо проектам и программам молодежных идетских объединений в областигосударственной молодежной политики(с 2001 года Экспертно-консультативныйсовет действует в рамках соответствующегоконкурса, проводимого МинобразованияРоссии). На основе более 350 рассмотренныхпроектов и программ Совет сформулировалсвои рекомендации для экспертов.

Согласнорекомендациям, эксперт устанавливает:

  1. социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности, социальные последствия; возможность развития проекта, его перспективность;

  2. масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятий; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности;

  3. реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект; наличие подготовленных кадров; обоснованность места проведения мероприятий; рациональность сметы расходов.

Технологическиеприемы работы с большим числом проектоввыработаны многими экспертными советами.

Порядок работыэкспертных советов обычно – таков:

  1. Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов.

  2. Когда по каждому проекту имеется несколько (2-4) заключений экспертов, собирается экспертный совет (15-17 чел.), который рассматривает все представленные проекты на основе полученных заключений.

  3. Проекты разделяются на 3 группы: а) проекты, получившие все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки; в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими – отрицательно.

Эксперт(от лат. слова– опытный) – это специалист в областинауки, техники, искусства и т.д., исследующийвопрос, решение которого требуетспециальных знаний. Другими словами,это лицо (группа лиц), компетентное висследуемом вопросе, т.е. имеющее илимогущее по тем или иным основаниям иметьспециальные знания об объекте и способноеего оценивать.

Методыработы с экспертами:

  • метод экспертной оценки;
  • метод фокус-групп;
  • ситуационный анализ;
  • метод «делфи»;
  • метод обработки данных;
  • контент-анализ.

10.3.Итоги иэффективность социальной экспертизы.

Порядок действий:

  1. Специалисты собирают необходимые сведения и априорные знания, которые предъявляются как база знаний по проблеме.

  2. Результат передается эксперту для интерпретации.

  3. Работа продолжается в таком же диалоговом режиме.

Итогисоциальной экспертизы понимаются вдвух смыслах. Первыйвыражаетформу представления экспертной оценки.Второйсвязан с вопросом об эффективностивыполненной экспертами работы. Оба этисмысла важно связать в единую систему,непосредственно вытекающую изцелеполагания всей деятельности попроведению социальной экспертизы. Этозначит:

  1. передавать специальное знание неспециалистам в форме, позволяющей им пользоваться этим знанием;

  2. представлять итоги социальной экспертизы в форме, которая с наименьшими трансформациями могла бы быть положена в основу принятия решения;

  3. получать от социальной экспертизы ограничения выбора возможных стратегий действия.

Эффективностьсоциальной экспертизы.

Следуетвыделить два основных показателяэффективности социальной экспертизы:

  1. Учет ее итогов для ограничения выбора стратегий. Лишь применение выводов экспертизы при выборе или отказе от тех или иных вариантов управленческого решения (в том числе в форме пересмотра ранее принятого решения или избрания компромиссного пути) следует рассматривать как факт признания итогов экспертизы.

  2. Применение итогов экспертизы для корректировки избранной стратегии.

Лекция 11.Реализация социального проекта

  1. Защита и тактика презентации проекта.

  2. Организационный механизм реализации.

11.1.Этап реализациисоциального проекта полностью зависитот того, насколько успешно были проведеныподготовительные работы.

Нередкозащита проекта представляет собойспециальную стадию принятия управленческогорешения о реализации проекта, егофинансовой и прочей поддержке.

Для подготовки кзащите проекта можно воспользоватьсясхемой таких кажущихся простыми вопросов,предусмотренных в технологии такназываемого метода РМР(Результаты-Методы-Ресурсы).

  • Чего мы добиваемся, каковы наши цели?
  • Что мы стараемся сделать?

Каких результатовмы хотим достичь?

Какова приоритетностьрезультатов?

Как будет выглядеть«успех»?

  • Как это сделать?
  • Как нам этого достичь?

Какие существуютальтернативные методы?

Какой наилучшийиз возможных?

Какую системуприближения и оценки мы используем?

  • Какие специалисты нам нужны?
  • Сколько потребуется людей?
  • Какова стоимость реализации решений?
  • Сколько нужно времени?
  • Какие дополнительные ресурсы понадобятся?

Этотсубъективно-ориентированный переченьвопросов вполне соответствует подходук социальному проектированию. Еслиможем на них ответить без дополнительнойпроработки деталей проекта, то мыподготовлены к стадии реализациипроекта.

Особуюпроблему составляет презентация проекта,финансирование которого предполагаетобращение к меценатам (благотворительныйпроект) и в органы государственнойвласти, органы местного самоуправления(бюджетный проект). Здесь поддержка вомногом зависит от того, насколько удачнымоказывается установление личногоконтакта.

Преждевсего, надо точно определить, к комуобращаться за поддержкой проекта:навести нужные справки и вполне убедиться,что обращение имеет смысл и по деловымсоображениям (у данного мецената, органавласти есть достаточные средства наподдержку проекта; подобные проекты изэтого источника уже поддерживались;деловая репутация владельца средств иуважение к нему в обществе – на приемлемомуровне), и по личностным качествам(открытость к переговорам и т.д.).Организационно следует добиватьсятого, чтобы в решение вопроса офинансировании проекта было включенокак можно меньше случайных людей.

Далеенеобходимо отработать несколько моделейвключения в беседу и выхода из нее.Программирование всей беседы бессмысленно,заученность схем поведения создастневыгодное впечатление у партнера попереговорам, но начало и конец беседыважно отработать именно на уровнетехнологии.

Отработкафраз, жестов, манеры вести беседупроводится на близких людях – в семье,с друзьями и т.п. Использование такихинструментальных средств делает беседуподконтрольной и позволяет завершитьее четким результатом (положительнымили отрицательным). Кроме того, такимпутем проситель средств психологическизащищает себя от возможного отказа, отунижения, от выдвижения неприемлемыхусловий.

Социальныеработники во многих случаях имеютпрофессиональную подготовку к организациипсихологической самозащиты. Технологииподобного рода разработаны для ведениябесед с наркоманами, по «телефонудоверия». Однако практика представлениясоциальными работниками своих проектовпоказывает, что они нередко теряются впереговорах по финансовым вопросамсвоих проектов.

11.2.В зависимости от характера и масштабовпроекта необходимо избрать структурууправления им на этапе реализации.

Управлениепроектами может осуществляться разнымиспособами, которые в основном сводятсяк трем управленческим структурам:функциональной, матричной и проектномууправлению.

  1. Функциональная структура управления состоит в том, что проект встраивается в текущую работу уже имеющейся организации. Руководитель такой организации управляет функциональными отделами на постоянной основе, как он делал это и до начала работы по данному проекту. Для того чтобы управлять данным проектом, он имеет уполномоченное лицо – координатора проекта.

Достоинстваэтой структуры в том, что не требуетсяее создания специально под проект.

Насвоих постоянных местах находятсяспециалисты-производственники,бухгалтеры, снабженцы, шоферы и все, ктонужен для обеспечения работ по проекту.

Новый элемент составляет лишь менеджерскаяслужба проекта (координатор и, возможно,его помощник), но и она выполняет скореевспомогательные функции, посколькуосновная менеджерская задача лежит наруководителе организации.

Функциональнаяструктура получила в менеджментенаименование «механической». Еенедостатки, свойственные крупныморганизациям, преодолеваются введениедругой механической структуры –дивизиональной структуры: делениеорганизации на элементы и блоки в этомслучае происходит по видам товаров илиуслуг, группам покупателей, географическимрегионам.

Номеханические структуры – чтофункциональная, что дивизиональная – не дают значительного организационногоэффекта при быстрой смене обстановки,неустойчивости внешней среды, необходимостивнедрять новые технологии. В такихслучаях более эффективны адаптивныеорганизационные структуры, к которымотносятся матричная и проектная структурыуправления.

Источник: https://studfile.net/preview/2034152/page:2/

2.1.1. Сущность социальной экспертизы

Цель социальной экспертизы

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мо­тивированного заключения.

В экспертизе точно фиксируется характер окончательного вывода: судебно-пси-хиатрическая экспертиза решает вопросы вменяемости и невме­няемости; судебно-почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя текстов и т.д.

Специфическая особенность экс­пертизы состоит в том, что она представляет исследование задачи, не поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой.

Исследование осуществляется путем формирования мнения специалиста, который вос­полняет недостаток информации по исследуемому вопросу, опи­раясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл».

В социальной сфере экспертиза чаще всего имеет вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту, а иногда это ито­говый протокол совещания специалистов.

Таким образом, социальная экспертиза является исследованием, про­водимым специалистами (экспертами), включающим диагности­ку состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управ­ленческих решений и социального проектирования. Это опреде­ление соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

1) диагностической – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

2) информационно-контрольной – исследование инфор­мации о социальном объекте и его окружении с целью устано­вить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3) прогностической – выявление возможных состояний социального объекта в перспек­тиве и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4) проектировочной – выработка рекомендаций по те­матике экспертирования социального объекта для принятия управленческих решений.

В отношении экспертизы существуют разные точки зре­ния. Некоторые авторы высказываются за созда­ние государственной социальной экспертизы, имеющей обя­зательный характер и применяющей санкции к нарушителям. Это значило бы перейти от экспертных задач к задачам ин­спекционным и правоохранительным.

Такой путь был бы оп­равдан, если бы однозначно строилась система социальных эталонов, по сравнению с которыми оцениваются та или иная ситуация, то или иное решение. В социальной области такая однозначность недостижима. Поэтому более реалистичен и полезен путь развития социальной экспертизы как оценоч­но-консультационной деятельности.

Это долж­но обеспечиваться невмешательством эксперта в принятие управленческого решения.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает каж­дый раз, когда решение нормативного характера может положительно или отрица­тельно сказаться на жизнедеятельности людей. Например:

1) нет ясности относительно масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей, какими будут последствия реализации решения для разных социальных групп, какое ресурсное обеспечение необходимо;

2) есть намерение  прогнозировать последствия своих решений, аргументированно противостоять внешнему давлению органов более высокого уровня, добиваться внесения соответствующих изменений в назван­ные решения, использовать в своих действиях авторитет специалистов;

3) есть несколько противоречащих друг другу решений, требующих наличия внешнего арбитра, чтобы выбрать наилучший вариант.

Цель социальной экспертизы – установить соответствие деятельности органов государственной власти и других социальных институтов интересам граждан и задачам соци­альной политики, а также сформировать предложения для достижения этого соответствия.

Задачи социальной экспертизы:

1) дать аргументированное заключение о соответствии норма­тивных правовых актов и деятельности органов государствен­ной власти, положениям социальной политики;

2) выявить положения документов, ко­торые могут иметь негативные социальные последствия, и определить возможные масштабы таких последствий;

3) оценить уровень соответствия законным интересам граж­дан нормативных правовых актов, социальных про­ектов (программ) и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

4) внести предложения по решению возникшей социальной про­блемы.

Итак, социальная экспертиза проводится в том случае, если нужно оценить позитивные или негативные по­следствия принятия нормативных правовых актов и других управ­ленческих решений, а также когда предстоит принимать решения по подготовленным проектам.

Исполнителями социальной экспертизы являются:

· исследователь, исследовательский коллектив.

Социологи, психо­логи, юристы, экономисты составляют ядро этого коллектива. Кроме того, в него включаются семейные врачи, социальные педагоги, социальные работники, которые считаются наиболее  профес­сионально подготовленными в вопросах стратегии социаль­ной политики и практическом ее воплощении;

· практические работники из системы «заказчика». Должностные лица, занимающиеся соответствующей работой, обладают значительным объемом информации и опытом под­готовки решений.

Однако ведомственная заинтересованность таких лиц не позволяет непосредственно привлекать их к ра­боте экспертов.

В то же время, находясь в составе экспертной группы, они способны реализовать свои знания и возможно­сти, которые не поощряются при исполнении ими должност­ных обязанностей;

· авторитетная референтная группа. В рамках этой категории экспертов могут быть рассмотрены типичные представители обследуемой совокуп­ности. Например, если изучаются проблемы многодетной семьи, то в качестве экспертов могут привлекаться активисты общественных объединений, созданных в поддержку много­детных семей.

Принимая решение о проведении социальной экспертизы, заказчик должен:

· определить социальную проблему, подлежащую экспертизе (ее масштаб, носителей, стадии развития и др.);

· указать цели экспертного исследования;

· определить формы представления результата экспертизы.

Для выполнения этих задач нуж­но, чтобы участников социальной экспертизы было не двое (заказчик – исполнитель), а трое (заказчик – организатор – ис­полнитель).

Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следу­ющую последовательность действий:

1) определяется контур проблемы. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции;

2) устанавливаются способы исследования проблемы и определяется необходимость экспертизы;

3) формируются части заказа. Определяется подлежа­щая разрешению проблема, целеполагание и форма экс­пертного исследования. Заказчик передает эстафету дальнейших действий органи­затору;

4) выбирается модель экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Организатор предлагает кандида­туры экспертов, составляет биз­нес-план;

5) в случае если заказчик не удовлетворен предложениями организатора, он ведет с ним диалог или заменяет орга­низатора, или отказывается от проведения экспертизы;

6) после согласования организационных вопросов заказчиком оформляется решение о проведении экспертизы, устанав­ливается ответственность организатора, но не экспертов, ответ­ственность которых возникает лишь в порядке заключенных с организатором трудовых договоров или ином договорном порядке. Таким образом, эксперт (группа экспертов) высту­пает в качестве исполнителя только по отношению к органи­затору, но не к заказчику.

Отбор экспертов-специалистов может проводиться на основе самооценок и взаимных оценок экспертов. Применяется метод «снежного кома». Процедура отбора экспертов в этом случае сводится к сле­дующей последовательности действий:

1) на основе публикаций выявляют ведущего специалиста в данной области;

2) просят его рекомендовать 10 специалистов;

3) обращаются к 10 названным специалистам с той же прось­бой;

4) из полученного списка исключают первые 10 фамилий и вновь рассылают просьбы специалистам, указанным коллегами;

5) действуют так, пока не исчерпается перечень фамилий, т.е. пока не стабилизируется сеть экспер­тов.

Самый тщательный отбор экспертов не гарантирует объ­ективность их оценок. Для повышения качества экспертизы следует принять меры:

· необходимо дублировать экс­пертизу, формируя не одну, а две экспертные группы и более;

· по возможности желательно работать с разными типами экспертов;

· если имеются неэкспертные материалы, то их нужно принимать во внимание;

· при наличии экспертных заключений, подготовленных оппо­зицией или другими независимыми субъектами общественной жизни, необходи­мо включить их в число изучаемых материалов.

Источник: https://libraryno.ru/2-1-1-suschnost-social-noy-ekspertizy-tehn_soc_rab/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.